Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Антонович Владимир Бонифатьевич (18 (30). 01.1834 - 08 (21). 03.1908, м. Киев) - украинский историк, археолог, археограф, этнограф, член - корреспондент Российской АН с 1901 г., 1850-1855 гг., - студент медицинского, 1855-1860 гг. - студент историко-филологического факультета Киевского университета. 1860 - 1887 гг. - организатор и идейный вдохновитель громадовского движения, группы хлопоманов (хохломанів, украинофилов), главный редактор Временной комиссии для рассмотрения древних актов, с 1878 г. - профессор Киевского университета, с 1881 г. - председатель Исторического общества Нестора - летописца. Основные труды -"Моя исповедь" (1862), "Очерк истории Великого княжества Литовского до смерти в. кн. Ольгерда" (1877 - 1878), "Уманский сотник Иван Гонта" (1882), "Киев, его судьба и значение с 14 по 16 вв." (1882), "Монографии по истории Западной и Юго-Западной России" (1885), "Беседы о казацкие времена на Украине" (1897), "Выложи о казацкие времена на Украине" (1912). Руководил собранием, отредактировал и написал вступительные статьи к восьми томов "Архива Юго-Западной России", касающиеся истории Правобережной Украины XVI - XVIII ст. Вступительные статьи А. до этих томов посвящены истории казачества ("О происхождении козачества", 1863; "Последние времена козачества на правом берегу Днепра по актам 1679 - 1716 г.", 1868), гайдаматчины ("О гайдамачестве", 1876, и "О мнимом крестьянском восстании на Волыни в 1789 г.", 1902), крестьянства ("О крестьянах в Юго-Западной России по актам 1770 - 1798 гг.", 1870 г.), дворянства ("О происхождении шляхетских родов в Юго-Западной России", 1867), городов и мещанства ("О городах в Юго-Западной России по актам 1432 - 1798 г.", 1870), церкви ("Об Унии и состоянии Православной Церкви с пол. 17 до конца 18 в", 1871). А. был первым из ученых, который назвал Киевскую Русь украинским государством, а также оказался горячим сторонником концепций демократизма, автономизма и федерализма. А. утверждал, что украинство невозможно без федеративно-автономных стремлений, но не российских, а больше юго-западнославянских. София Сгунова - Щербина, анализируя высказывания учителя, отмечала, что желаемым политическим идеалом Украины для него была свободная федерация славянских народов, где каждый из них был бы представлен своей культурой, этнографическими и бытовыми особенностями, со своим родным языком и своими национальными формами общечеловеческой культуры. В своих трудах, отметив негативную роль для Украины исторической Польши, А. считал целесообразным отмежеваться и от России (в частности влияния ее культуры) ради большей кристаллизации собственно украинства и его интеграции в Европу. Важной чертой А. как политика было то, что он всегда выступал против групповщины, конфронтации, боролся против раскольников в украинском движении, понимая, что это его ослабляет и разрушает. Большое внимание ученый уделяет обоснованию основных принципов социально-политической жизни трех славянских народов, в частности украинцев (принцип демократизма, обеспечивающий права для лица), поляков (принцип аристократизма, что приводит к борьбе между различными социальными группами), русских (принцип авторитета государственной власти, что ведет к самодержавию). Теоретико-методологическое значение имеет обоснования. Антоновичем природного происхождения нации. Он задолго до О. Бауэра, известного авторитета в психологической теории нации, определил необходимость учитывать в характеристике нации в первую очередь особенности характера, обусловленные как природными факторами, так и приобретенными историей нации, ее культурой. "За национальность надо считать сумму таких примет, которыми одна группа населения отличается от целого ряда других групп, - подчеркивал А., - приметы бывают двух родов: одни прирожденные людям, наследственные, зависят от состава расы, от влияния местной природы; их можно найти тропой антропологической, опытом по анатомии и физиологии человека. Вторые приметы приобретаются воспитанием и зависят от культуры и от прошлой жизни народа, то есть от его истории. Сумма таких примет являет нам этнографическую индивидуальность, отдельную национальность... Нация - это группа людей родных и близких между собой натурой, талантом, характером, остротой, удачливостью, темпераментом. В этой близости и зріднені надо наблюдать две вещи: одну - те особого подхода и отмены, которыми сама природа наделила людей, с которыми человек начинает жизнь свою, как с врожденным, со своим собственным; вторые - это те отдельности, что появились и выросли на почве первых не сами по себе, а произведено их историей нации, ее культурой и историческим воспитанием. Они более или менее бывают оригинальные и зависят от того: счастливо, безталанно переходила история нации." А. был представителем народнической школы в украинской историографии. Главным рычагом истории он считал развитие общественного сознания народа, выявление непосредственных мотивов его общественной и политической жизни. А. создал киевскую школу историков, которая в лице его учеников (Д. Багалея, П. Голубовский, М. Грушевского, М. Довнар-Запольского и др.) начала основы современной украинской исторической науки.

Дорошенко Д. Владимир Антонович. Его жизнь и научно и общественная деятельность. - Прага, 1942; Єгунова-Щербина С. Памяти В. Б. Антоновича // Украина. - 1928. - № 5.

О. Антонюк