Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) - политическая идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и политических прав индивида, соблюдение принципов парламентаризма, свободного предпринимательства и ограничение сферы деятельности государства.

Термин "Л." вошел в широкое употребление в 30 - 40 годах XIX ст., когда в ряде стран Западной Европы появились политические партии "либералов". Однако мировоззренческими корнями Л. является римское право, идеи автономии и самоценности личности, индивидуальной свободы, космополитизм, гуманизм. Фундаментальные идеологические основы Л. сформировались в эпоху буржуазных революций XVII-XVIII вв. Идеология раннего Л. играла прогрессивную роль, потому что в ней были сформулированы основные принципы нового общественного строя, пришедшего на смену феодализму. Сторонники Л. требовали ограничения прав монарха парламентом, установления конституционного строя и допущения выходцев из третьего сословия к управлению государством, введение демократических свобод, отмены привилегий дворянства и духовенства. Идеологи буржуазных революций сделали существенный вклад в разработку и воплощение в практику парламент, устройства. Позже много идей, выдержанных в духе концепции "правового государства" - конституционного правления, основанного на разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; обеспечение основных политических прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д. - вошли в идейно-политического арсенала Л.

Рыночная экономика способствовала формированию среднего сословия (купцов, предпринимателей, управленцев, интеллигенции) из разночинцев, то есть не дворян; учреждений социальной направленности и разной политической ориентации, независимых от государства. В результате длительной эволюции названных факторов сформировались ценности современного Л. как системы социально-экономических и политических взглядов, которая защищает свободы и права человека, частную собственность, демократию, гражданское общество, договорный характер государственной власти, свободную конкуренцию и т.д. Л. исходит из положения, что мир подчиняется законам, которые нам не подвластны. Поэтому естественным принципом поведения человека должны быть здравый смысл, адаптация к обстоятельствам и требованиям общества. Л. от самого начала не был тождественным эгоизма, безнравственности, ухода от участия в выполнении общественных задач. Он обращался к высоконравственной личности, которая действует взвешенно, сочетает свои интересы с интересами социального целого и несет за него ответственность. Основу политической программы Л., наиболее концентрированно выражена в учениях Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, Т. Джефферсона, А. Смита, составляют образ действий, который основывается на личной инициативе и свободе выбора, готовность к восприятию новых идей и одновременно отрицание диктата идеологий, политики, власти. Такой "спонтанный порядок", по мнению некоторых ученых (П. Сорман (guy sorman), способен обеспечить саморегулирование общественного организма лучше любые планы. Элементами спонтанного порядка есть отдельные хозяйства как индивидов, так и организаций, которыми управляют сознательно. Развитие частного права заключается в значительной степени в предоставлении возможности для создания добровольных ассоциаций, не имеющих принудительной власти. Важный постулат Л. - установление баланса между сферами общественных и личных интересов. Считается, что Л. - это не идеологическая догма, а "проект общества", который может быть адаптирован к местных исторических, национальных и культурных условий.

В ХІХ - ХХ вв. идеи Л. развивались в философской, социологической и политической мысли Б. Констана, И. Бентама, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля, К. Поппера, Ф. Хайєката др. Согласно либеральным идеалом, цель создания государства - сохранение и защита естественных прав человека, отношения между отдельным человеком и государством должны иметь договорный характер, а верховенство закона является инструментом социального контроля. В обществе приоритет отдается гражданским свободам над политическими, юридическими и моральными нормами. Влияние государства конституционно ограничен, она не должна вмешиваться в экономическую жизнь общества. Для политического стиля Л. свойственны прагматизм, меркантилизм, рационализм. Способ политических отношений - поиски и достижения консенсуса; средства улучшения общественных условий - реформирование, филантропия, благотворительность.

В XX в. наряду с традиционным Л. сформировались течения, пытавшиеся соединить его основные ценности то с более "государственническими" представлениями, то с более социально-ориентированными идеями, а то и с прямо противоположными взглядами, что полностью отрицали социальную направленность деятельности государства. Во второй половине XX в. развитие Л. привело к появлению его "етатистського" разновидности - неолиберализма - с характерным для него усилением государственно-монополистического регулирования экономики, інституціоналізацією новых форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

Большинство партий - сторонников Л. - объединены в Либеральный Интернационал, созданный в 1947 г. Партиями - учредителями принято "Манифест либералов". В Европарламенте эти партии (более 30) имеют пятую по количеству фракцию.

Мигул И. Политические идеологии: сравнительный анализ. - К., 1997; Бова А. Либерализм и консерватизм как основные политические идеологии посттоталитарного общества // Молодая нация. - 1997. - № 6.

О. Бабкина