Урок 81
Тема. Анализ проверочной работы. Звуки и буквы. Алфавит. Составление предложений
Цель: дать представление о роли звуков в распознавании лексического знания слов; развивать умение различать звук и букву; углублять знания учащихся о звуко-буквенный состав слов; воспитывать четкость в речи, аккуратность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Анализ проверочной работы
III. Актуализация опорных знаний
1. Минутка чистопису
аз буки альфа вита а бе
- Запишите образцы и прочитайте слоги.
- Какие слова напоминают они? (Азбука, алфавит, азбука)
- Что означает это слово? (Постоянный порядок расположения всех букв определенного языка)
- Расскажите украинский алфавит.
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы продолжим знакомство с украинским алфавитом. Вспомним все, что знаем о нем с первого класса. Также будем учиться составлять звуковые модели слов, проводить звуко-буквенный анализ.
V. Работа над изучением нового материала
1. Отгадывание загадки (упражнение 77)
- Отгадайте загадку.
С к дерева защищает и на них она всегда.
С н зверек спрячет, когда надо, от беды. (Кора - нора)
- Из каких звуков состоит первое слово - отгадка?
- А второе?
- Какие звуки у них одинаковые?
- А какие различают значения слов?
- Какой вывод можно сделать? (Искажать звуки в словах.)
- Действительно, каждый звук в слове имеет свое важное значение. Поэтому их надо произносить четко и правильно, потому, исказив даже один звук в слове, вы произнесете слово с другим значением. А это повредит пониманию той информации, которую вы хотите передать.
- Приведите примеры слов, сходных по звуковому составу.
2. Коллективная работа с учебником (упражнение 78)
- Прочитайте слова вслух.
- Добавьте один звук в начале или в конце слова так, чтобы образовалось слово с другим значением. (Линь - мельница, луг - плуг, кран - экран, буря - свекла, буква - букварь, база - базар)
- Запишите слова парами. Подчеркните букву, по которому различаются значения слов в паре.
- Чем различаются слова в паре при произношении? А на письме?
3. Игра «Звук и буква»
- Один ученик четко произносит звук, а другой - называет соответствующую букву. ([д] - «где», [ш] - «ша» и др.)
- Откройте орфографические словари на странице с алфавитом и еще раз прочитайте те буквы, в названиях которых были допущены ошибки.
VI. Сакріплення изученного материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 81)
- Прочитайте предложение. Произнесите звуки каждого слова, а затем, переставив их, образуйте другое слово. (Цыпленок - круча, рис - сыр, куры - руки)
- Запишите получившиеся слова по алфавиту. (Утес, куры, цыпленок, рис, руки, творог) Составьте с одним из слов предложение и запишите его. (Куры на дворе клевали зерно.)
VII. Итог урока
- В чем же заключается разница между звуком и буквой?
- Чтобы не путать значение слов через один искаженный звук, что надо делать?
VIII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 83.