Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика безличных предложений

 

Во всех стилях языка с неодинаковой активностью используются безличные односоставные предложения.

Безличными называются такие предложения, главный член которых означает стихийную действие или состояние природы или же такое действие или состояние лица, которые случаются с ней независимо от ее воли: И светает, и смеркается, День Божий проходит... (Т. Шевченко); Давненько не дождливо (А. Ильченко); Нет песни без любви, Нет песни без труда (В. Сосюра); О, слез таки уже вылито немало (Леся Украинка); Жаль стало отца (М. Коцюбинский).

Стилистическая индивидуальность безличных предложений наглядно проступает при сопоставлении их с синонимичными к ним двоскладними структурами, сравн.: Далеко не всегда я работаю творчески и Далеко не всегда мне работается творчески, или: " Я не пишу и Мне не пишется. В первом и третьем двусоставных предложениях лицо выступает активной, от ее воли зависит наступления определенного действия (работаю; не пишу), во втором и четвертом односоставных безличных предложениях субъект действия или состояния пассивный - то, что происходит с ним, наступает само по себе и не зависит от его воли, желание.

В безличных предложениях нет субъекта действия (состояния), который воспринимался бы активно, именно как конкретный деятель или «создатель» или же носитель определенного состояния. Поэтому нет безличных предложений побудительно-приказных в их типичном проявлении, ибо никто не может сделать так, чтобы раньше или позже светало, вечерело, хмарило, дождливо, мрячило, не стучало в висках и т.д. Определенным исключением в этом могут быть отдельные и особые случаи, например обращение говорящего к ночной природы: Світай же! - это пожелание, высказанное крайне метафорически.

Семантически, также и стилистически, возможно применение формально двоскладної конструкции вместо односкладної безличной: Уже небо на востоке ясніло (И. Нечуй-Левицкий), подлежащее и сказуемое в этом предложении «ненастоящие», ибо речь идет о природной стихии, сравн.: На востоке уже ясніло. Стилистическая значимость таких структур в их логической контрастности, необычности, метафоричности, а следовательно, и в их исключительной образности, художественности: заря светает в небе, солнце играет, ночь укрывает землю, мысль о тебе тлеет в моем сердце (И. Нечуй-Левицкий). Только структурно-стилистической есть также своеобразие односоставных безличных предложений и двусоставных предложений в тех случаях, когда речь идет о явлениях, процессах, находятся вне активным действием человека: Прожекторами небо пописано (П. Тычина) и Прожекторы небо пописали -, или: Как мне хочется взять перо, обмокнути его в голубизна неба и Как я хочу взять перо...

Безличные предложения, как никакие другие односоставные конструкции, семантически, структурно и стилистически разветвленные, не однотипные. Среди них наиболее существенно разграничены предложения, которые содержат такую информацию:

- о определенные явления природы: Уже смеркалось. Неуютно, бездомно шумели вверху акации, накапало (В. Дрозд);

- о физическом или психическое состояние человека, которое не зависит от ее воли: Однако меня знобит; В голове словно ему светало... (М. Коцюбинский); Не везет ему (О. Копыленко); Плакать хочется мне, словно обиженному ребенку (В. Сосюра);

- безличные предложения, в которых речь идет о независимой от воли человека наличие или отсутствие в ней чего-нибудь: хватает Ли вам на пропитание (И. Нечуй-Левицкий); Хватило силы воли идти дальше... (И. Ле); А станет этой каши на всех? (И. Нечуй-Левицкий); Брака есть арфе струн, Певцу слов (Леся Украинка).

Самую многочисленную группу безличных предложений составляют предложения с личным глаголом, принятым переносно, в безличном значении, ср.: Похмурніло вокруг в эти дни (Г. Стельмах) и Лицо мое похмурніло (подлежащее и сказуемое); В тихом море темнеет (Леся Украинка) и Тихо в поле, роща темнеет, Наступает летний вечер (Леся Украинка); Прохладой повеяло из леса (Г. Стельмах) и Прохлада повіяла из леса. Обе структуры синонимичны, но стилистически несколько другие: более выразительной является метафоричность содержания двоскладної конструкции.

Синтаксически разветвленные и стилистически особые также и все другие разновидности безличных предложений: Покоя на сердце в них не было (В. Собко); Где нет святой воли, Не будет там добра никогда (Т. Шевченко); И нигде ни садика, ни цветочки (И. Нечуй-Левицкий), то есть нет, не было (эллиптическая конструкция); Как красиво представлялось на школьной скамье, сколько делалось смелых... проектов (Г. Коцюбинский); Враз были убиты все мальчишеские надежды (А. Донченко); Звездно, тихо в пространстве (0. Гончар); Жаль стало отца (М. Коцюбинский); Стыдно тебе такое говорить (Леся Украинка); Князь сказал к воинам: - Пора! (М. Бажан) - эллиптические предложения; Утром скажете, чего вам нужно ли (И. Вильде).

Безличные предложения - найуживаніша, синтаксически и стилистически многогранная группа односоставных предложений. Они широко используются во всех стилях языка, особенно же в разговорно-бытовом и художественном, образуют сложную гамму переходных типов предложения - от полной безличности в них к безличности более или менее очевидной или только возможной. Стилистическое разнообразие безличных предложений имеет в своей основе их своеобразную семантику, особенно то, что связь действия с деятелем или признака с его носителем в безличных предложениях или совсем отсутствует (когда главный член выражается безличным глаголом в его прямом значении), или эта связь пассивный со стороны говорящего, носителя признака.