Стилистика безличных предложений
Во всех стилях языка с
неодинаковой активностью используются безличные односоставные предложения.
Безличными называются
такие предложения, главный член которых означает стихийную действие или состояние природы или же
такое действие или состояние лица, которые случаются с ней независимо от ее воли: И светает,
и смеркается, День Божий проходит... (Т. Шевченко); Давненько не дождливо (А.
Ильченко); Нет песни без любви, Нет песни без труда (В. Сосюра); О, слез
таки уже вылито немало (Леся Украинка); Жаль стало отца (М. Коцюбинский).
Стилистическая
индивидуальность безличных предложений наглядно проступает при сопоставлении их с
синонимичными к ним двоскладними структурами, сравн.: Далеко не всегда я работаю
творчески и Далеко не всегда мне работается творчески, или: " Я не пишу и Мне не
пишется. В первом и третьем двусоставных предложениях лицо выступает активной,
от ее воли зависит наступления определенного действия (работаю; не пишу), во втором и
четвертом односоставных безличных предложениях субъект действия или состояния пассивный -
то, что происходит с ним, наступает само по себе и не зависит от его воли,
желание.
В безличных предложениях
нет субъекта действия (состояния), который воспринимался бы активно, именно как конкретный деятель
или «создатель» или же носитель определенного состояния. Поэтому нет безличных предложений
побудительно-приказных в их типичном проявлении, ибо никто не может сделать так, чтобы
раньше или позже светало, вечерело, хмарило, дождливо, мрячило, не стучало в
висках и т.д. Определенным исключением в этом могут быть отдельные и особые случаи,
например обращение говорящего к ночной природы: Світай же! - это пожелание,
высказанное крайне метафорически.
Семантически, также и
стилистически, возможно применение формально двоскладної конструкции вместо
односкладної безличной: Уже небо на востоке ясніло (И. Нечуй-Левицкий), подлежащее
и сказуемое в этом предложении «ненастоящие», ибо речь идет о природной стихии, сравн.:
На востоке уже ясніло. Стилистическая значимость таких структур в их логической
контрастности, необычности, метафоричности, а следовательно, и в их исключительной
образности, художественности: заря светает в небе, солнце играет, ночь укрывает
землю, мысль о тебе тлеет в моем сердце (И. Нечуй-Левицкий). Только
структурно-стилистической есть также своеобразие односоставных безличных предложений и
двусоставных предложений в тех случаях, когда речь идет о явлениях, процессах,
находятся вне активным действием человека: Прожекторами небо пописано (П. Тычина) и
Прожекторы небо пописали -, или: Как мне хочется взять перо, обмокнути его в
голубизна неба и Как я хочу взять перо...
Безличные предложения, как
никакие другие односоставные конструкции, семантически, структурно и стилистически
разветвленные, не однотипные. Среди них наиболее существенно разграничены предложения, которые
содержат такую информацию:
- о определенные явления
природы: Уже смеркалось. Неуютно, бездомно шумели вверху акации, накапало (В.
Дрозд);
- о физическом или
психическое состояние человека, которое не зависит от ее воли: Однако меня знобит; В
голове словно ему светало... (М. Коцюбинский); Не везет ему (О. Копыленко);
Плакать хочется мне, словно обиженному ребенку (В. Сосюра);
- безличные
предложения, в которых речь идет о независимой от воли человека наличие или отсутствие
в ней чего-нибудь: хватает Ли вам на пропитание (И. Нечуй-Левицкий); Хватило
силы воли идти дальше... (И. Ле); А станет этой каши на всех? (И.
Нечуй-Левицкий); Брака есть арфе струн, Певцу слов (Леся Украинка).
Самую многочисленную группу
безличных предложений составляют предложения с личным глаголом, принятым переносно, в
безличном значении, ср.: Похмурніло вокруг в эти дни (Г. Стельмах) и
Лицо мое похмурніло (подлежащее и сказуемое); В тихом море темнеет (Леся
Украинка) и Тихо в поле, роща темнеет, Наступает летний вечер (Леся Украинка);
Прохладой повеяло из леса (Г. Стельмах) и Прохлада повіяла из леса. Обе структуры
синонимичны, но стилистически несколько другие: более выразительной является метафоричность содержания
двоскладної конструкции.
Синтаксически разветвленные
и стилистически особые также и все другие разновидности безличных предложений: Покоя на
сердце в них не было (В. Собко); Где нет святой воли, Не будет там добра никогда
(Т. Шевченко); И нигде ни садика, ни цветочки (И. Нечуй-Левицкий), то есть
нет, не было (эллиптическая конструкция); Как красиво представлялось на школьной скамье,
сколько делалось смелых... проектов (Г. Коцюбинский); Враз были убиты все
мальчишеские надежды (А. Донченко); Звездно, тихо в пространстве (0. Гончар); Жаль стало
отца (М. Коцюбинский); Стыдно тебе такое говорить (Леся Украинка); Князь сказал
к воинам: - Пора! (М. Бажан) - эллиптические предложения; Утром скажете, чего вам
нужно ли (И. Вильде).
Безличные предложения -
найуживаніша, синтаксически и стилистически многогранная группа односоставных предложений.
Они широко используются во всех стилях языка, особенно же в
разговорно-бытовом и художественном, образуют сложную гамму переходных типов
предложения - от полной безличности в них к безличности более или менее
очевидной или только возможной. Стилистическое разнообразие безличных предложений
имеет в своей основе их своеобразную семантику, особенно то, что связь действия с деятелем
или признака с его носителем в безличных предложениях или совсем отсутствует (когда
главный член выражается безличным глаголом в его прямом значении), или
эта связь пассивный со стороны говорящего, носителя признака.