Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 7

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Зигмунд Фрейд

(1856-1939)

«Люди сильны, пока защищают великую идею. Они становятся немощными, когда идут против нее»



Принципиально другую попытку возвращения человечеству утраченного смысла существования в промышленно прогрессирующем обществе в условиях отчуждения и культурной дисгармонии совершил еще один представитель социальной философии XX столетия - австрийский невропатолог, психиатр, психолог, профессор Венского университета, основатель системы психоанализа Зигмунд Фрейд.

«Фрейдизм» (такое название получило учение С. Фрейда и его последователей) предстает как весьма влиятельное течение в философии XX века, что требует скрупулезного изучения. Отметим, что она не имеет ничего общего с пресловутым представлениям о ней как о апологию секса и половой распущенности. Это - чрезвычайно серьезное и обоснованное учение, в котором фактором сексуального влечения, скрытого за покровом сознания, объясняют глубинные закономерности социального поведения людей, их истории и культуры.

З.Фрейд совершил своеобразный переворот в науке: он показал роль неосознанных личностью стремлений, влечений, желаний, обусловливающих ее поведение и деятельность, несмотря на все требования рациональности и нормы культуры. В странах Запада его теория приобрела огромную популярность. Многие из современников убежден, что «психология - это и есть Фрейд», что нет другой науки о духе, кроме фрейдизма, а проникновение в тайну подсознательного «единственной дорожке, которая приведет человечество к новой социальной гармонии и согласия.

Фрейдистську линию философских размышлений о сущности человека и общества, место и роль человеческой индивидуальности и отношения между людьми развивали такие известные последователи (и в определенной степени критики). Фрейда, как А. Адлер, К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Фромм, Г. Салливан и К. Хорни.

Зигмунд Фрейд родился в небольшом моравском городке Фрайбург (ныне - Принібор) в семье небогатого лавочника. Из восьми детей в семье Зигмунд выделялся самыми изощренными способностями и склонностью к науке. Родители создавали ему самые благоприятные условия для обучения. В 17 лет юноша на «отлично» окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Здесь под руководством известного европейского физиолога Эрнеста Брюке (одним из его учеников был И. Сеченов) формировались взгляды. Фрейда согласно новейших достижений европейской и мировой науки. Работая в клинике И. Брайєра, С. Фрейд получил опыт постижения таких психологических явлений, как страх, потеря чувственности, раздвоение личности, галлюцинации, судороги. Под протежированием врача - практика. Брайєра С. Фрейд пестовал свою методу психоанализа на основе глубинных, неосознанных мотивов в регуляции человеческого поведения. Выводы ученика удивили учителя, который не мог постичь смелого порыв юношеского ума. Ссоры и разрыв с И. Брайє-Ром заснять л и молодого исследователя, но не остановили его тяга К истине. В 1900 году появилась книга 3. Фрейда «Толкование сновидений». Позже увидели свет такие его труды, как «Психопатология обыденной жизни»(1901 год), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу»(1913 год), «Я и Оно» (1923 год) и др.

До всемирного признания учения 3. Фрейда шло противоречиво и долго, через полемику и неприятие известных специалистов. Его книгу «Толкование сновидений» (изданную тиражом всего 600 экземпляров) не раскупали более чем восемь лет!

Сегодня же таким тиражом. Фрейда выдают на Западе ежемесячно. Лишь в 1909 году в С. Фрейда приходит признание. Это произошло после поездки в США, где его лекции слушали много ученых, известных деятелей науки и культуры. Рассказывают, что после одной из лекций к С. Фрейда подошел «патриарх» американской психологии Уильям Джеме. Обняв ученого, он сказал: «За Вами - будущее».

Психоаналитический метод и теория С. Фрейда требуют специального рассмотрения. Нас же интересует его философское учение. В нем С. Фрейд исходит из зародыше о том, что сознание человека подчинена ее подсознания, содержанием которой является «либидо» - половое влечение, доглибно-подсознательная энергия индивида, корни которой - в сексуальном инстинкте. Сознание возникает из конфликта между «либидо» и социальной средой - природно-предметным и духовно-нормативным миром культуры и общества. Этот конфликт, считает С. Фрейд, начинается еще с раннего детства. Он заранее определяет судьбу человека и в определенных случаях может довести ее до невроза или душевного заболевания. По Фрейду, «либидо» является первым и главным побудительным мотивом деятельности человека.

Вторым побудительным мотивом деятельности является специфический влечение человека к смерти - «танатос», что возбуждает человека к уничтожению себя или других. Исходная агрессивность, по мнению С. Фрейда, заложена в природе человека биологическим побуждением. Влечение к смерти приводит к последствиям, аналогичным либидо. От руй нации человека могут спасти только защитные механизмы - вытеснение, рационализация, регрессия, сублимация и т.д. Задача общества, считал Фрейд, заключается в формировании и совершенствовании этих механизмов, ведь только они обеспечивают перемещение «запрещенной сексуальной (и агрессивной) энергии на несексуальные (и незлочинні) объекты, разряжение ее в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества.

С. Фрейд обосновал оригинальное видение духовной жизни личности. По его мнению, структура психического состоит из иррационального, генетически первичного, биологически врожденно го «Оно» («Ид»), посредника между врожденным и требованиями среды «Я» («Эго») и источника моральных и религиозных чувств, контрольного и управляющего агента «Над-Я» («Сунер-Эго»). Если «Оно» определено генетически, а «Я» является продуктом индивидуального опыта, то «Над-Я» предстает в виде продукта влияния других людей. «Оно» возникает в раннем детстве (комплекс Эдипа) и остается практически неизменным на протяжении всей жизни. Дисбаланс между тремя составляющими психики приводит к ее разрушению, социальных конфликтов, дестабилизации общественных отношений. Следовательно, для обеспечения психологически стабильного жизни личности, а вместе с тем и социально сбалансированного состояния социума, творческого развития культуры, надо разобраться в тайны подсознательного, навести прочные мосты между структурными подразделениями психики, предоставить генетически врожденной энергии возможность реализовать себя в виде и формах культуротворческой деятельности.

Как видим, Из. Фрейд попытался постичь общество (и человека) совсем по другому, чем его предшественники, стороны: со стороны обусловленности ее присущими человеку біопсихологічними побуждениями - либидо и танатосом. В марксистской литературе советского периода эта попытка рассматривалась не иначе, как «смехотворная», «идеалистическая» и «реакционная». Учитывая то, что некоторые мотивы этого учения были использованы теоретиками фашизма, для Фрейда и его последователей места в научной и учебной философской литературе не знаходилось. их имена сопровождала лишь едкая критика, которая, к сожалению, не могла объективно оценить вклад Фрейда в развитие философской и психологической мысли человечества.

Между тем, учение С. Фрейда имеет большой положительный смысл. Эту попытку не следует отвергать как несущественную или ложную. Ведь и сексуальное влечение, и страсти агрессивности или любви в жизни личности и общества играют далеко не последнюю роль. Через пылкую любовь не разделенную страсть случались тяжелые психологические травмы, творились преступления, велись кровавые войны, ломались человеческие судьбы. И все это происходило вопреки экономическим, политическим и социокультурным факторам. А каких творческих высот достигает человек, окрыленная пылкой любовью и искренней преданностью или отторгнута ими! Следовательно, эти факторы также являются жизненными, важными и существенными, как и те, о которых говорилось в марксизме или екзистенціалізмі, философии жизни или герменевтике. Другое дело, что детермінуючу роль біопсихологічних (как врожденных, так и приобретенных) факторов не следует преувеличивать. Они именно такие, как и другие составляющие человеческой жизни. С. Фрейд обосновал их роль в социуме (в этом заключается заслуга ученого, поскольку до него на эти факторы теоретики не обращали должного внимания) и абсолютизировал их, в чем мы видим существенный недостаток и историческую ограниченность его учения.

Последователи С. Фрейда хорошо понимали как позитивное содержание, так и ограниченность его учения в связи с «преувеличением полномочий» сексуальности. Так, австрийский психолог и психиатр, основатель так называемой индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), который в свое время принадлежал в состав кружка З.Фрейда и увлекался его идеями, критиковал знаменитого психиатра за преувеличение роли сексуальной и бессознательного в детерминации поведения людей. Индивидуальный влечение (в том числе и сексуальный), по мнению А. Адлера, имеет не только биологическую (асоциальное) предопределенность, как считал С. Фрейд, а скорее социальную.

Подобную исходную позицию отстаивал и швейцарский психолог, культуролог, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961). Популяризируя С. Фрейда, К. Юнг же время вынашивал зерна собственной философско-психологической концепции. Ее краеугольным камнем стало переосмысление роли сексуального фактора в психической жизни индивида и толкования подсознательного не только как субъективного и индивидуального, а коллективного и безличного психического, корни которого достигает глубинных слоев архаических культур. Коллективное бессознательное (К. Юнг назвал его «архитипом») является итогом жизни рода. Оно присуще всем людям, передается по наследству и возникает как основы, на которых вырастает индивидуальная психика. Архитипні образы, согласно К. Юнгом, всегда сопровождают человека. Они являются источниками мифологии, религии, искусства, культуры и через них влияют на организацию жизни и быта народа. Коллективное бессознательное вторгается в жизнь. Порой это приводит к коллективных психозов, массовых движений, войн, коренным образом меняют облик социума, течение и направленность исторического процесса.

Трансформации в сторону предоставления более важное значение социальным факторам и ограничение факторов біопсихологічних (сексуальных) фрейдизм получил в исследованиях американских ученых, найвизнанішим среди которых был немецко-американский философ и социолог, психолог и культуролог Эрих Фромм (1900-1980). Он просматривает біологізм С. Фрейда, вносит существенные корректировки в символику бессознательного, смещает акценты в понимании конфликтных ситуаций с придушеної сексуальности на ее социокультурную детерминацию. Е. Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Ликвидация жизненных конфликтов и социального отчуждения обусловлена социокультурными, а не только индивидуально-психологическими факторами. В то же время он подчеркивает роль психофизического воспитания индивидов методами гуманистической этики и управления, распространения психодуховных ориентаций как эффективного средства социальной стабилизации системы. Высшей гуманистической ценностью Е. Фромм считает свойство любить. Любовь в его понимании э критерием бытия и ответом на вопрос о смысле человеческого существования. Осваивая искусство любви, человек постепенно меняет жизненные ориентации и характер, трансформирует их в сторону альтруизма, гуманизма, человечности.

Интерпретация учения. Фрейда в трудах его последователей позднего времени является относительно самостоятельным направлением социально-философских размышлений - неофрейдизмом. Е. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, А. Кардінерта другие неофрейдисты отстаивали тенденцию реформы классического психоанализа на основе ограничения биологизма и механицизма С. Фрейда через «дополнения» его доктрины достижениями общественных наук, в частности, социальным учением К. Маркса. «Фрейдомарксизм» - такое название получили указанные концепции - очень близко подходит к экзистенциализма, персонализма, феноменологии и т.д. Кое в чем он приближается к религиозно-мистических концепций социума, хотя они, конечно, является самостоятельным направлением социально-философских размышлений.