Лексическое значение
Лексическим значением называют соотнесенность слова с предметами, явлениями,
предметами, процессами, отношениями, закономерностями реальной действительности и
понятиями о них. Слово называет предмет - это его лексическое значение. Но этим
не исчерпывается содержание понятия. Речь не смогла бы выполнять коммуникативной
функции, если бы пыталась дать каждому отдельно взятому предмету отдельное название.
Слово называет конкретный предмет и все прочие предметы данного вида, а также
понятие о этот вид предметов. Это означает, что слово обобщает в своем
лексическом значении основные признаки целого класса предметов и формирует понятие о
них.
Объяснение
лексического значения слов приводится в толковых словарях. Большой толковый
словарь современного украинского языка (составитель и главный редактор - В. Т. Бусел)
содержит около 250 тыс. слов и словосочетаний.
Слова возникают из
одним лексическим значением (такие слова называются однозначными), но постепенно в нем под влиянием различных языковых
ситуаций возникают изменения, ведущие к появлению новых значений производных.
Например: слово дом имеет в словарях такие значения: 1. Здание, предназначенное для
жилья или размещения различных учреждений; дом. 2. Помещение, в котором живут
люди; жилье. 3. Помещение, люди, которые в нем живут, и их хозяйство. 4.
Монархи одного рода, последовательно сменяли друг друга.
Слова, которые имеют
несколько лексических значений, називают многозначными.
Многозначность возникает от того, что говорящие замечают похожие черты предметов,
сходство явлений в жизни и поэтому переносят название одних предметов на другие: ручка
ребенка - шариковая ручка - ручка кресла - дверная ручка-ручка мясорубки.
Многозначные слова
могут иметь прямое и переносное значение: золотой перстень (перстень, сделанный из
золота - прямое значение) - золотая осень,
золотое сердце, золотая душа, золотые руки (переносные значения).
Перенос
значение слов по какой-то определенной признаком является основой для возникновения образных
значений в словах, то есть для развития словесных художественных средств языка.