Культ личности - слепое преклонение перед авторитетом какого-либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу К. о. составляет идеалистический и волюнтаристский взгляд на историю, согласно которой ход истории определяется не объективными законами, не деятельностью народов, а желаниями, волей и деятельностью отдельных политических деятелей, вождей. Молодогегельянці (А. Руге, Б. Бауэр), отрицая религиозные мотивы учения Гегеля, подчеркивали решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (в противовес гегелевском мировом духа). Сторонники волюнтаризма рассматривают свободу индивида как высший принцип бытия, как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности. Марксизм согласовывает роль личности с исторической деятельностью народных масс. Основоположники марксизма осуждали К. о. и суеверное преклонение перед авторитетами. Опыт даже самого гениального руководителя, утверждали они, не может заменить коллективного опыта миллионов людей. Развернутый анализ проблем К. о. дал Г. Плеханов. В работе "К вопросу о личности в истории" он развенчал субъективно-идеалистические и волюнтаристские "концепции о героях - деятелей истории'". Народ, вся нация должна быть героем истории, а не личность, утверждал он. Парадокс новейшей истории стало то, что в СССР проявилась одна из наиболее крайних форм К. о., и это в государстве, которая пыталась реализовать на практике марксистское учение. Культ вождя коммунистической партии и руководителя СССР. Сталина, который начался в 30-е годы XX ст., сопровождался утверждением в обществе безоговорочной веры в его непогрешимость, гениальность, исключительность. Вся идеологическая мощь государства нагнетала атмосферу всеобщего поклонения вождю и одновременно страха перед ним. Вся система власти в государстве была подчинена его воле. Абсолютная власть вождя, регламентация и унификация всей общественной жизни, господство единой идеологии, получившей статус абсолютной истины, установки И. Сталиным личного контроля над средствами убеждения и политического насилия сформировали в стране жесткий политический режим, характеризовавшийся деспотизмом, подавлением любого инакомыслия, утверждением псевдодемократической легитимности "суверенитета масс", ориентацией на "идеальное будущее". Личность, конкретный человек рассматривалась как послушный "винтик" в механизме государственной машины, И направляется. Сталиным. В общественно-политических началах наблюдались догматически-схоластическое теоретизирование и коментаторство, разрыв между теоретическими постулатами и реальной жизнью. Несмотря на декларирование чрезвычайной устойчивости политического режима, за К. о. он на самом деле, как правило, нестабилен. Это проявляется после смены лидера, что связано как с персонификацией режима, так и с отсутствием легитимного механизма преемственности и передачи власти. Практически сразу же после смерти И. Сталина в 1953 г. начались изменения в общественно-политической жизни страны, а в 1956 г. на XX съезде КПСС, который принял постановление о К. в. И. Сталина, состоялось его публичное разоблачение. К. о. проявился и в других социалистических странах (в Китае - Мао Цзэдуна, в Северной Корее - Ким Ир Сена). Слепое преклонение перед авторитетом политического лидера, вождя проявляется в разные эпохи, в различных социально-политических системах. После провозглашения в 1979 г. в Иране исламской революции во главе с ее духовным лидером аятоллой Р. Хомейни был утвержден его К. о. с ореолом святости и непогрешимости. В странах с развитой системой демократических институтов власти установления К. о. крайне затруднено, практически невозможно. Определенную основу он находит в укладе жизни в тех странах, для которых свойственно традиционное почитание авторитета лидера нации. Поэтому не случайно после распада СССР в ряде бывших союзных республик, ставших на путь самостоятельного государственного развития, начали проявляться черты становления К. о. их лидеров. В понятие К. о. касательный, а иногда и неотделим от него термин "волюнтаризм", который используют для характеристики социально-политической практики, когда игнорируются объективные законы исторического процесса и ориентирован на субъективные пожелания политического лидера. Как волюнтаристское было охарактеризовано правления председателя Совета Министров СССР, первого секретаря ЦК КПСС М. Хрущева, который руководил коммунистической партией и советским государством в 1953-1964 гг.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 34; Плеханов Г. В. Соч. - М.; Л., 1923-27 - Т. 8; Улан Л. Сталин. - Нью-Йорк, 1972; Троцкий Л. Преданная революция. - М., 1991; О культе личности и его последствиях. Доклад первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева XX съезду КПСС // Реабилитация. Политические процессы 30 - 50-х годов. - М., 1992; Политологическая энциклопедия. - М., 2003.
А. Кудряченко