Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел V

Пробуждение национального сознания

украинского народа

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА ХХ ст.

 

В начале XX ст. продолжает развиваться изобразительное искусство. Особое влияние мало Товарищество передвижных художественных выставок, которые своим творческим кредо ставили правдиво показывать жизнь и быт различных слоев трудового люда. Среди членов Общества было много известных украинских художников, которые разделяли их творческую платформу: М.Кузнецов, I. Похитонов, К. Костанди, В. Мурашко, И. Нилус, Т.Дворников, С. Светославский, О. Розмаріцин, действительные члены и члены-экспоненты П. Мартынович, П. Левченко, С. Кишиневский, С.Костенко, С. Колесников и др.

Украинская тематика была популярной в творчестве русских художников, выходцев из Украины, на них существенно повлиял творческое наследие Т. Шевченко как художника и поэта.

Украинское искусство представляли ведущие художники реалистического демократического направления М. Пимоненко, А. Светославский, С. Васильковский, В. Костанди, П. Левченко, О. Сластион, Ф. Красицкий, А. Мурашко и др.

Выдающийся мастер бытового жанра М. Пимоненко обращается к темам и сюжетам из жизни и быта украинского народа и освещение социальных проблем того времени. Особую популярность приобрели его произведения “Свадьба в Киевской губернии”, “Ярмарка”, “Домой”, “Гопак”, “Сбор сена“ и тематические картины социального содержания “Жертва фанатизма”, “Конокрад”, “Проводы рекрутов”, “На Дальней Восток” и др.

Под влиянием известного художника академического направления академика В. Орловского, который посвятил много произведений Украине, - “Сенокос”, “Жатва”, “Передышка чумаков” и другие - развивалась творчество С. Светославского, И. Похитонова, С. Васильковского и п. левченко. Заслуживают внимания научные исследования и збирацька деятельность С. Васильковского. Он был влюблен в декоративно-прикладное искусство Слобожанщины. Вместе с М. Самокишем подготовил и издал альбомы “Украинский орнамент” и “С украинской старины”. В последнем воспевается героика украинского народа эпохи казачества.

Начало столетия стал периодом формирование искусствоведческой науки, толчок ей дали художественно-критические статьи М. Мурашко и его книга “Воспоминания старого учителя”. Заметную роль сыграли художественные выступления в прессе Есть. Кузьмина. В связи с реставрационными работами в Кирилловской церкви, памятнике XII в., и росписями Владимирского собора профессор А. Прахов проводит большую исследовательскую работу. О.Овицький 1914 г. пишет и издает первую монографию о Тарасе Шевченко-художника. М. Биляшивский, М. Макаренко, Д. Яворницкий посвящают свои научные работы проблемам развития народного искусства. Начиная с 1907 г. в Киеве увидели свет искусствоведческие издание “В мире искусства” (1907-1910), “Искусство и печатное дело” (1909-1910), “Искусство” (1911-1912), “Искусство Южной России” (1912-1914), а в Галичине выходили журналы “Журнал”, “Будущность”, которые редактировал И. Труш, а с 1905 г. под общей редакцией С. Людкевича и И. Труша выходил “Артистический вестник”.

Благодаря деятельности Общества в Украине оживляется выставочная работа, каждый год устраивается до 10-15 вернисажей, которые объединяют местных художников. Кроме морального удовлетворения художники получали и материальное; большая часть экспонируемых произведений продавалась, правда, это было как положительным, так и отрицательным явлением - тематику начал диктовать потребитель, и художники работали в угоду непритязательным вкусам.

В конце первого десятилетия ХХ в. в украинское искусство входят современные течения европейского искусства - модерн, эклектика, декоративизм, а также формальные направления - экспрессионизм, кубизм, абстракционизм и конструктивизм. Однако если в стиле модерн реалистичные формы были доминирующими, то в модернистских направлениях идет моральному разложению формы, а соответственно и содержания.

Революционная волна 1905-1907 гг. обусловила развитие графического искусства, в частности сатиры. Так, украинские художники обеспечивали сатиричними рисунками как российские, так и украинские издания. Стоит отметить рисунки М. Фармаковського, И. Нилуса, В. Заузе, М.Соломонова, М. Липского и др.

Особенно большой вклад сделал рациональный Г. Нарбут, который сформировался под влиянием творчества И. Билибина и художников “Мира искусств”. Красной нитью через его творческий путь прошла украинская тематика, обобщенная и трансформирована через лучшие достижения украинской геральдики и книжного искусства. Вернувшись в Украину после 1917 г., он становится основателем, первым ректором и профессором Украинской Академии искусств - первой высшей художественной школы Украины.

Прогрессивным явлением в художественном жизни Украины были попытки создать памятники национальным героям, деятелям культуры и искусств.

Большую активность в организации и сооружении памятника Т.шевченко в Киеве обнаружили прогрессивные деятели I. Репин, Д. Яворницкий, М. Коцюбинский, Б. Гринченко, М. Лысенко, в. Леонтович и др. На конкурс было представлено 64 проекта, однако несмотря на високозмістовні и высокохудожественные работы М. Гаврилко, Ф. Балавенского, М. Паращука вопрос установка памятника Кобзарю “согласовывалось” в 1910 г. и осталось открытым вплоть до советского времени.