Раздел V
Пробуждение
национального сознания
украинского народа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НАЧАЛА ХХ ст.
В начале XX ст. продолжает развиваться изобразительное
искусство. Особое влияние мало Товарищество передвижных художественных выставок, которые
своим творческим кредо ставили правдиво показывать жизнь и быт различных слоев
трудового люда. Среди членов Общества было много известных украинских художников,
которые разделяли их творческую платформу: М.Кузнецов,
I. Похитонов, К.
Костанди, В. Мурашко, И. Нилус, Т.Дворников,
С. Светославский, О.
Розмаріцин, действительные члены и члены-экспоненты П. Мартынович,
П. Левченко, С. Кишиневский, С.Костенко, С.
Колесников и др.
Украинская тематика была популярной
в творчестве русских художников, выходцев из Украины, на них существенно повлиял
творческое наследие Т. Шевченко как художника и поэта.
Украинское искусство представляли
ведущие художники реалистического демократического направления М. Пимоненко, А.
Светославский, С. Васильковский, В. Костанди, П. Левченко, О. Сластион, Ф.
Красицкий, А. Мурашко и др.
Выдающийся мастер бытового жанра
М. Пимоненко обращается к темам и сюжетам из жизни и быта украинского народа
и освещение социальных проблем того времени. Особую популярность приобрели его
произведения “Свадьба в Киевской губернии”, “Ярмарка”, “Домой”, “Гопак”, “Сбор
сена“ и тематические картины социального содержания “Жертва фанатизма”, “Конокрад”, “Проводы рекрутов”, “На
Дальней Восток” и др.
Под влиянием известного художника
академического направления академика В. Орловского, который посвятил много произведений
Украине, - “Сенокос”, “Жатва”, “Передышка чумаков” и другие - развивалась
творчество С. Светославского, И. Похитонова, С. Васильковского и п. левченко.
Заслуживают внимания научные исследования и збирацька деятельность С. Васильковского.
Он был влюблен в декоративно-прикладное искусство Слобожанщины. Вместе с М.
Самокишем подготовил и издал альбомы “Украинский орнамент” и “С украинской
старины”. В последнем воспевается героика украинского народа эпохи
казачества.
Начало столетия стал периодом
формирование искусствоведческой науки, толчок ей дали художественно-критические статьи М.
Мурашко и его книга “Воспоминания старого учителя”. Заметную роль сыграли
художественные выступления в прессе Есть. Кузьмина. В связи с реставрационными работами в
Кирилловской церкви, памятнике XII в., и росписями Владимирского собора
профессор А. Прахов проводит большую исследовательскую работу. О.Овицький 1914 г.
пишет и издает первую монографию о Тарасе Шевченко-художника. М. Биляшивский,
М. Макаренко, Д. Яворницкий посвящают свои научные работы проблемам развития
народного искусства. Начиная с 1907 г. в Киеве увидели свет искусствоведческие
издание “В мире искусства” (1907-1910), “Искусство и печатное дело”
(1909-1910), “Искусство” (1911-1912), “Искусство Южной России” (1912-1914), а в
Галичине выходили журналы “Журнал”, “Будущность”, которые редактировал И. Труш, а с
1905 г. под общей редакцией С. Людкевича и И. Труша выходил “Артистический
вестник”.
Благодаря деятельности Общества в
Украине оживляется выставочная работа, каждый год устраивается до 10-15
вернисажей, которые объединяют местных художников. Кроме морального удовлетворения
художники получали и материальное; большая часть экспонируемых произведений продавалась,
правда, это было как положительным, так и отрицательным явлением - тематику начал
диктовать потребитель, и художники работали в угоду непритязательным вкусам.
В конце первого десятилетия ХХ
в. в украинское искусство входят современные течения европейского искусства -
модерн, эклектика, декоративизм, а также формальные направления - экспрессионизм,
кубизм, абстракционизм и конструктивизм. Однако если в стиле модерн реалистичные
формы были доминирующими, то в модернистских направлениях идет моральному разложению формы, а
соответственно и содержания.
Революционная волна 1905-1907 гг.
обусловила развитие графического искусства, в частности сатиры. Так, украинские художники
обеспечивали сатиричними
рисунками как российские,
так и украинские издания. Стоит отметить
рисунки М. Фармаковського, И. Нилуса, В. Заузе, М.Соломонова, М. Липского
и др.
Особенно большой вклад сделал рациональный Г. Нарбут, который сформировался под влиянием творчества И. Билибина и художников “Мира искусств”. Красной нитью через его творческий
путь прошла украинская тематика, обобщенная и трансформирована через лучшие
достижения украинской геральдики и книжного искусства. Вернувшись в Украину
после 1917 г., он становится основателем, первым
ректором и профессором Украинской Академии искусств - первой высшей художественной
школы Украины.
Прогрессивным явлением в художественном
жизни Украины были попытки создать памятники национальным героям, деятелям
культуры и искусств.
Большую активность в организации и
сооружении памятника Т.шевченко в Киеве обнаружили прогрессивные деятели I. Репин,
Д. Яворницкий, М. Коцюбинский, Б. Гринченко, М. Лысенко, в. Леонтович и др. На
конкурс было представлено 64 проекта, однако несмотря на високозмістовні и
высокохудожественные работы М. Гаврилко, Ф. Балавенского, М. Паращука вопрос
установка памятника Кобзарю “согласовывалось” в 1910 г. и осталось
открытым вплоть до советского времени.