Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Костомаров Николай Иванович (1817 - 1885)- историк, писатель, этнограф, общественно-политический деятель, один из основателей новейшей украинской политологии. Оставил огромное научное наследие по политической истории Украины: "Богдан Хмельницкий", "Руина", "Мазепа", "Мазепинцы", "Гетманство Выговского", "Гетманство Юрия Хмельницкого", "Павел Полуботок", и др. Родился в с. Юрасівці Острогожского уезда (ныне Воронежская обл.). Начальное образование получил в Воронежской гимназии. В 1833 - 1837 гг. учился в Харьковском университете на историко-филологическом факультете. Знакомство с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как И. Срезневский, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, способствовало формированию мировоззрения К. и стремлению изучать историю. Под влиянием произведений М. Гоголя К. начинает литературную деятельность. В 1838 г. под псевдонимом Иеремия Галка он издает свой первый драматическое произведение "Савва Чалый", написанный на украинском языке. В следующем году выходят сборники стихов "Украинские баллады", "Ветка" и др. В 1844 г. К. присуждают степень магистра за диссертационное исследование "Об историческом значении русской народной поэзии". После защиты магистерской диссертации работал учителем гимназии в Ровно и в Киеве. В Киеве он знакомится с представителями украинской интеллигенции - М. Гулаком, В. Белозерским, П. Кулишом. В 1846 - 1847 гг. - адъюнкт кафедры русской истории Университета Святого Владимира. В 1845 - 1847 гг. - один из основателей Кирилло-Мефодиевского братства, автор его программных документов, в частности "Книги бытия украинского народа". "Закон Божий (Книга бытия украинского народа), которая называется еще "Автобиографией", - программа Кирилло-Мефодиевского братства. Именно "Закон Божий" сочетал романтические идеи с радикальными политическими и социальными идеями и христианскими ценностями. Кирилло-Мефодиевское общество предусматривало создание славянских демократических государств - республик, объединенных на принципах федеральності в славянский союз. Во всех республиках предусматривались равноправие всех вероисповеданий, обязательность обучения народа, отмена крепостного права и телесных наказаний и т.п. Федеративное государство К. имела управляться избранным на четыре года президентом и конгрессом, содержать небольшое совместное войско, ввести одинаковую денежную систему, осуществлять общее руководство внешними отношениями. К. также были написаны "Уставные правила", "Братья великоросіяне и поляки", "Братья украинцы", в которых высказывались идеи украинского национального возрождения, демократии, мессианизма и панславизма. В 1847 г. Кирилло-Мефодиевское братство было разгромлено. После ареста (1847 г.) и летнего заключения в Петропавловской крепости К. находился в ссылке в Саратове (июнь 1848 - декабрь 1855 г.). В 1859 г. возвращается в Петербург, где был избран профессором Петербургского университета по кафедре русской истории. В 1861 - 1862 гг. участвует в издании журнала "Основа". В последний период жизни погружается в интенсивную и плодотворную научную деятельность. В 1860 - 1885 гг. - член Археографической комиссии. В апреле 1864 г. получает степень доктора русской истории в Университете Святого Владимира. В 1874 г. избирается членом - корреспондентом Петербургской АН, в 1884 г.- почетным членом Университета Святого Владимира. Умер в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. К. - основоположник народнического направления в украинской историографии. В своих произведениях он обобщает проблему самостоятельности украинского исторического процесса, который был воплощением свободолюбивого характера украинского народа. Особое место в наследии мыслителя занимают научные труды, увидевшие свет в 1861 - 1862 гг.: "Черты южнорусской истории", "Две русские народности", "О федеративном начале древней Руси", в которых он отстаивал самостоятельность украинской нации, ее культурно-исторические традиции и духовные ценности. В частности, в статье "Две русские народности" на основе исторических, этнографических, психологических, религиозных данных определяет типологические черты украинского и российского народов, раскрывает исторически сложившиеся различия между национальными характерами представителей этих народов. Сравнивая и анализируя эти данные, К. пытался выявить национально самобытное, свойственное только тому или иному народу в системе исторически обусловленных взглядов, идеалов, быта и обычаев. Учитывая то, что национальный характер человека определяет общественный и государственный строй, К. писал, что украинцы всегда склонны к личной свободе. Последнее побудило их к образованию "добровольных обществ", которые защищали права личности и свободы индивидов. В своем активе "Историческое значение южнорусского народного песенного творчества" автор превозносит казачество как проявление национального духа, что демонстрирует бесклассовость украинского общества. Универсальной силой истории К. считает народные массы, их сознание: чем сознательнее народ, тем быстрее он найдет самого себя и путем самореализации освободится. Политические идеи К. направлены на то, чтобы каждая народность сохранила свои особенности и самореалізувалася как исторический субъект. Таким образом, демократически-народническая парадигма К. в целом основывается на следующих идеях: признание украинской этнокультурной идентичности; создание самостоятельной украинской республики в рамках федерации славянских народов; федерального устройства Украины; утверждение общественного строя на началах правового и социального равенства; утверждение украинских демократических традиций.

Политология /под общ. ред. Ю. И. Кулагина. - К.; 2002; Николай Костомаров и проблемы общественного и культурного развития украинской нации. - Ровно, 1992.; Энциклопедия жизни и творчества Н. Ы. Костомарова. - К.; Донецк, 2001.; Политологический энциклопедический словарь / под ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина. - К., 1997.

Т. Самойленко