Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Конфуций (Кун Фуцзи, Кун Чжунні; 552/551 - 479 гг. до н. э.)- китайский философ, педагог, политический деятель. Создал этико - политическое учение, которое позже получило название конфуцианство и которое в течение тысячелетий оказывало огромное влияние на социальное и духовное развитие Китая и (в несколько меньшей степени) ряда стран, которые в разные времена подпадали под влияние китайского государства и китайской культуры. Взгляды К. изложены в сборнике "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), в который входят высказывания К. и его учеников. Традиционно К. считается автором еще нескольких произведений.

Учение К. антропоцентрическое, основной его пафос - размышления о человеке, его назначение и обязанности. В центре учения - понятие "жень" (гуманизм). Это - источник и окончательная цель нравственного самосовершенствования человека. Суть такого совершенствования - любовь и уважение к старшим по возрасту и по социальному положению, преобразования человеком этих чувств в собственную внутреннюю этико-психологическую ориентацию. В то же время "жень" означает моральный закон, регулирующий семейные отношения людей. К. выстраивал свое учение как этико-политическую и философскую подоплеку господство аристократии в обществе. Социальное управление, по убеждению К., должна осуществляться не с помощью экономического принуждения или административно-правовых рычагов, а исключительно путем применения моральных норм. Небо как высшее законостворююча сила посылает людям знания, и человек, который эти знания усвоил и превратила в нормы своего поведения, становится "досконаломудрою" и имеет право на высокий социальный статус, управление. Правитель должен влиять на массы личным примером. Те же, кто оказался неспособным к такого усвоения, должны занимать низкий социальный уровень и во всем подчиняться "досконаломудрим". Каждый член общества должен четко знать свое место в обществе, вести себя строго согласно своего статуса и постоянно упражняться в самосовершенствовании. Порядок в обществе поддерживается также путем добросовестного соблюдения древних традиций, обрядов и ритуалов, почитание предков, культа императора. Большую роль в усвоении моральных норм играют поэзия и музыка. Отношения в семье являются уменьшенной моделью отношений в государстве: глава семьи - как и император в государстве - должен быть строгим, но справедливым правителем, заботиться о благосостоянии и порядок в семье. Члены семьи - как и народ - должны бояться своего хозяина и во всем послушание и одобрение его действий.

Государственная идеология в Китае сформировала и всячески поддерживала культ К. как духовного отца нации. Католическая церковь приобщила К. к лику святых.

Древнекитайская философия: В 2 ч. - М., 1972 - 1973; Конфуций: жизнь, учение, мысли, изречения, афоризмы. - Минск, 2003; Лукьянов А. Е. Лао-Цзы и Конфуций: философия Дао. - М., 2000; Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М., 1993.

В. Ятченко