ХРИСТИАНСТВО
Христианство - одна из мировых религий, в основе
которой лежит жизнь, учение и смерть Иисуса из Назарета, или Иисуса Христа (И ст.
н. э.). Сейчас в мире насчитывается более 1 700 000 000 христиан. Есть три
основных ветви христианства: католицизм, православие и
протестантизм. Христианство возникло как течение внутри
иудаизма. Последователи Иисуса признали его «Христом», или «помазанником Божиим».
Он пришел в мир, чтобы исполнить обет, данный Господом Аврааму, Исааку и
Иакову. Христос ввел обряды крещения и причащения. Учение Христа было впоследствии
собранное и оформленное в виде евангелий.
Отличительными чертами христианства от
самого начала были епископат, символ веры и библейский канон. Евангелие
встретило отпор со стороны правоверных иудеев. Тогда апостол Павел распространил благую
весть среди язычников. Эллинистические философы III ст. Климент и Ориген
осмыслили учение Христа, исходя из греческой философии. Евангелие получило
также метафизическое толкование в Сирии, Северной Африке и Персии. Ранние
христиане сталкивались с открытой враждебностью неверующих. Языческие обряды, в частности,
культ цезаря у римлян, вступали в противоречие с монотеистической направленности
новой религии. Это привело к гонению на христиан. Католики, которые отстаивали
единство и всеобщность христианства, получили победу в идейной борьбе с
гностическими и другими ересями.
В 313 г. римский император Константин
принял христианство; оно стало государственной религией. После обращения Рима до
христианства было установлено церковный собор для решения религиозных
споров. На церковных соборах IV-VI вв. были окончательно оформлены догма о
Троице и личности Христа. Получив интеллектуальный фундамент, христианство
превратилось в ведущую религию Средиземноморья. В это же время зарождается
монашество, что отстаивало духовное значение отречения. Блаженный Августин в
«Граде Божьем» построил на основе монашеского идеала философию истории, которая
царила на протяжении целого тысячелетия. Вторжение варваров и наступление ислама
создали дополнительное напряжение между Востоком и Западом. Христианство стремилось
найти поддержку у греков и германских племен. Возникла конкуренция между различными
идеологиями и религиозными практиками. Институт папства был одновременно причиной
и следствием этих изменений.
В странах, которыми управляли немецкие
короли, авторитет папы был нерушим. Христианство заново открыло философию
Аристотеля, на основе которого Фома Аквинский построил величественную теологическую
систему. Св. Бернард и св. Франциск были основателями крупнейших монашеских орденов.
Однако идеал бедности, что проповедовалось францисканцами, противоречил практике
папского двора. В 1054 г. произошел официальный раскол между западной
(римско-католической) и восточной (греческой, или православной) ветвями
христианства.
Впоследствии в религиозной жизни важную роль
стало фаты сектантство. Реформация XVI в. продолжила традицию средневековых
церковных расколов. «Внешнем блеске» Рима протестанты противопоставили прозрение,
«чистое» учение и апостольский устав. Реформаторов можно классифицировать по
степени их радикализма: наиболее консервативными в вопросах теологии и
церковного устройства были М. Лютеріанглікани;Ж. Кальвин из Женевы был менее
консервативный; наиболее радикальными считались анабаптисты. Несмотря на
различия, все реформаторы отстаивали превосходство Священного Писания над
Преданию, проповедовали учение о Божьей благодати, считали условием спасения
«одну только веру» и призывали мирян к участию в церковной жизни. Реформаторы
не стремились отделиться от церкви, однако раскол был неизбежен. В борьбе
против католицизма им пришлось объединиться со светской властью.
На дальнейшее развитие христианства
повлияли также открытие Америки (1492 p.), Ренессанс, зарождение современной науки и
капиталистической экономики, а также развитие национального самосознания.
Распад христианской церкви произошел одновременно со стремительным распространением христианского
учение. В Африке, Америке, Азии и Австралии открылась множество протестантских
и католических миссий. Однако в новое время христианство потеряло престиж и
авторитет. Экуменическое движение в XX в. стремится к преодолению раскола внутри
церкви, а известные теологи пытаются модернизировать христианство.