Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономический словарь-справочник

Товар - продукт труда, произведенный с целью обмена или продажи. Обмен, а затем и продажу, является одним из средств удовлетворения тех или иных потребностей общества и появляется вместе с общественным разделением труда и экономическим відособленням отдельных производителей, которые специализируются на производстве разных продуктов, Поэтому обмен продуктами имел место в условиях первобытнообщинного способа производства, более распространенным стал в условиях рабовладельческого и феодального способов, хотя преобладающим в них было натуральное хозяйство. Только в капиталистическом обществе производство продуктов как T. становится общим, поскольку T. становится и рабочая сила. T. имеет две основные стороны: потребительную стоимость и стоимость. Потребительская стоимость - это прежде всего определенный предмет, вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные потребности человека. Она выступает носителем стоимости и формы ее проявления - меновой стоимости, а также материальным носителем общественных отношений и цели производства. Потребительскую стоимость необходимо изучать как потребительную стоимость для других, то есть как общественную потребительную стоимость, которая является промежуточным звеном между производством и потреблением, органически связана с качеством продукции и эффективностью производства. Как потребительская стоимость, все T. качественно разнообразны и не могут быть приравнены друг к другу. Так же не похожи между собой и все виды конкретного труда, которые создают потребительскую стоимость. Каждый вид конкретного труда имеет специфические особенности - цель, характер трудовых операций, средства труда. Но как носители стоимости все, Т. однородны и отличаются друг от друга лишь количеством воплощенного в них общественного труда. Стоимость создается абстрактным трудом - затратами физиологической энергии товаропроизводителя - его мышц, нервов, мозга. Но только в условиях товарного производства эти затраты энергии человека становятся носителями стоимости. То есть стоимость и абстрактная работа - категории общественные, порожденные развитием товарно-денежных отношений. Конкретный труд выступает как частная, ибо сам товаропроизводитель решает, какой именно конкретной работой он будет заниматься; но на самом деле все товаропроизводители тесно между собой связаны разделением труда.

Именно через эту связь с другими производителями проявляется абстрактная работа, ее общественный характер. Между частным и общественным характерами труда существуют противоречия, которые проявляются на рынке в форме различных трудностей в реализации Т. - из-за их перепроизводства, высокую цену, низкое качество и т.д. Эти противоречия непременно порождают конкуренцию между товаропроизводителями, в результате развития которой одни товаропроизводители разоряются, другие обогащаются. Сейчас в создании отдельной потребительской стоимости принимают участие сотни и даже тысячи видов конкретного труда в одной или нескольких странах. Поэтому сведение их к абстрактной труда и соответственно потребительской стоимости - стоимости, определение конкретного труда как общественной происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов и набирает формы договора и осуществляется в значительной мере путем развития внерыночных форм обмена. Так, на мировой рынок на основе предыдущих договоренностей между производителями и потребителями поступает около 70% всех Т. Один из важных принципов организации рынка в развитых странах мира заключается в том, что потенциальный производитель, прежде чем начать изготовление Т., находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное соглашение, контракт. В нем оговариваются качество Т., цены, сроки поставок, платежи и т.д. Благодаря этому сфера рыночных отношений, по сути, превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями. Отдельные отрасли народного хозяйства, например, автомобильная промышленность, частично начинает работать по индивидуальным заказам (согласно индивидуальных вкусов и желаний будущего владельца). Этим снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости Т., которые производятся, что свидетельствует о постепенном усилении непосредственно общественной формы производства и подрыв товарной.