Контент-анализ (от англ. content-, нем. Content; фр. analyse du contenu) - перевод y количественные показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации. С учетом сказанного выделяют два типа единиц текста: смысловые (качественные единицы анализа) и количественные (единицы учета). Различия между двумя школами К.-а. заключаются в противоположностях мировоззренческих принципов, подходов к выделению качеств, единиц текста. Преобладает мнение, что главной смысловой единицей К.-а. должен быть не символ или отдельное понятие, а социальная идея, определенная социально значимая тема. Она может быть выражена в различных символах и в зависимости от конкретной социальной ситуации доставать различные эмпирические индикаторы в тексте.
В исследованиях массовых коммуникаций, где К.-а. применяется чаще всего, выделяют следующие смысловые единицы: а) понятия, выраженные в словах и отдельных терминах: например, за частотой использования понятий, связанных с наукой, можно определить, в какой мере источник информации ориентирован на научные знания; б) тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радио - и телепередачах и т.д.: по тематике можно определить направленность интересов, ценностные ориентации людей, их психологические установки; в) имена исторических деятелей, политиков, военачальников, выдающихся личностей, ученых, исследователей: например, по количеству ссылок на отдельных авторов нетрудно определить значимость определенной научной идеи (это может быть также показателем, который называют индексом цитирования), повышение или падение авторитета определенной концепции; г) целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п. тоже можно принять за единицу анализа. Частота или продолжительность упоминание решение является свидетельством его общественно-политической и социальной важности.
К.-а. все шире применяется в социологических исследованиях. Его используют не только для изучения эффективности пропаганды, но и для анализа всевозможных официальных и неофициальных документов. Он незаменим при обработке данных, полученных с помощью массовых интервью или за ответами на открытые вопросы анкетного опроса. К.-а. применяют также в социальной педагогике для изучения эффективности устной пропаганды, воспитание словом, широко используют в работе международных информационных агентств, в СМИ, в международных научных центрах, занимающихся проблемами войны и мира, и т.д.
А. Кудряченко