Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
§ 2. Современная научная картина мира
Модели антропогенеза
Вопросы происхождения человека, так же как ее сущности, места в мире, предназначения и т.д., являются определяющими для специальной философской науки (см. тему «Антропология»). В контексте натурфилософии можно обозначить две основные группы моделей порождения человека (так переводится с греческого слово «антропогенез»). Первая из них имеет название натуралистическая, то есть такая, что говорит о природном происхождении человека. К ней относятся все, за исключением разве что Тейярівської, эволюционные теории, а также модель, согласно которой человек является пришельцем с других планет, возможно, и из других звездных систем и галактик. Вторая группа объединяется под названием супранатуралістична, т.е. сверхъестественная. К ней относятся креационистская гипотеза, а также идея о человеке как экспериментальный организм, объект научных исследований не открытых на сегодня внеземных цивилизаций.
Историю мы все знаем как науку о прошлом, причины и последствия, а также глубинные основы и последующее воздействие того или иного события. Основную часть осмысления истории выполняет особая философская наука - философия истории, или историософия (см. эту тему дальше). Стоит заметить, что идея о подготовке окружающей среды до появления жизни и особенно человека известна еще с античных времен, она прочитывается и в философии Средневековья, Возрождения. В эпоху Просвещения и романтизма ее образцы дали французский философ Шарль Луи Монтескье, известный как автор концепции географического детерминизма точки зрения, согласно которой природные условия существования задают, определяют уровень развития и степень цивилизованности человека, а также немецкий философ Иоган Гердер, автор книги «Идеи к философии истории человечества». А каково соотношение истории космоса и истории человечества?