3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
3.5. Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами, взрывами, техногенными и природными причинами
3.5.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
ЧС техногенного характера являются непосредственным результатом деятельности человека и могут возникать вследствие аварий и катастроф, которые происходят из-за недостаточной надежности техники, неожиданные последствия жизнедеятельности людей, а также вследствие их ошибок, вызванных некомпетністю или злым умыслом.
Из большого количества ЧС техногенного характера рассмотрим транспортные аварии и катастрофы, неожиданное разрушение домов; аварии на электроэнергетических, коммунальных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях и гидродинамические аварии.
Транспортные аварии. НС на транспорте разделяют на аварии (катастрофы), которые состоялись на различных видах транспорта (воздушном, морском, речном, железнодорожном, автомобильном, трубопроводном).
Аварии и катастрофы на транспорте бывают двух типов:
- аварии (катастрофы), которые происходят на производственных объектах, не связанных непосредственно с движением транспорта (депо, станции, порты и т.д.);
- аварии во время движения транспортных средств;
Первый вид аварий (катастроф) для объектов транспорта имеет общий характер. Второй - имеет специфический характер, связанный с тяжелыми последствиями.
Определяющими признаками транспортных аварий являются:
- удаленность места катастрофы от крупных населенных пунктов, что затрудняет сбор достоверной информации и в первый период - оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода состава с территории станции на перегоны, тупики, подъездные пути;
- необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;
- трудности нахождения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;
- труднодоступность подъездов к месту катастрофы и трудности с использованием инженерной техники;
- наличие в некоторых случаях сложной медикобіологічної обстановки;
- необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;
- трудности с установлением числа пассажиров, выехавших из различных городов и оказались в месте катастрофы;
- организация отправки погибших к местам захоронения;
- прибытие родственников из разных городов страны, организация их расположения, обслуживания (питание, услуги, связь, транспортировка и т.д.);
- организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и др.
Особенности транспортных аварий заставили выделить их в отдельный вид НС с разработкой новых и систематизацией старых способов ведения спасательных работ.
Внезапное заваливание сооружений. Данный тип аварий выделен в отдельный блок в связи с тем, что происходит не сам собой, а инициируется любым другим фактором:
- большое скопление людей;
- активная производственная деятельность в разгаре рабочего дня;
- прохождения поезда рядом и др.
НС подобного типа труднопредсказуемый и сопровождаются большими человеческими жертвами.
Аварии на электроэнергетических системах. Подобные аварии в основном приводят к НС через вторичные последствия и при условии наложения на них чрезвычайных условий. К особенно тяжелым последствиям приводят аварии в зимнее время года, а также в отдаленных или труднодоступных районах. Особенно характерны такие НС для сельских регионов или в холодные зимы из-за перегрузки энергосети в связи с дополнительными затратами энергии на согревание.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии подобного типа понятны уже из названия. Они, конечно, происходят в городах, где большое скопление людей, на промышленных предприятиях, нарушают устоявшийся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария может вызвать массовый психоз среди населения с тяжелыми последствиями.
Аварии на промышленных очистных сооружениях. Опасность данного типа аварий обусловлена не только резким негативным воздействием на обслуживающий персонал и населенные пункты, но и большим залповым выбросом ядовитых, токсичных и вредных в больших количествах веществ в окружающую среду, что обусловливает выделение их в отдельный вид аварий.
Гидродинамические аварии. Гидродинамические аварии и связанные с ними ЧС преимущественно возникают в результате аварий на гидротехнических сооружениях при их разрушении (прорыве). За последние 60-70 лет произошло более тысячи аварий крупных гидротехнических сооружений. Причины их различны, но чаще всего аварии происходят из-за разрушения фундамента, превышение расчетной максимальной сбросной расходы, то есть в результате перелива воды через плотину. Последствиями гидротехнических аварий являются:
- повреждение и разрушение гидроузлов;
- гибель людей;
- затопление территорий.
Самыми тяжелыми последствиями сопровождаются гидродинамические аварии, которые вызывают катастрофические затопления.
Основными поражающими факторами катастрофического затопления является разрушительная волна прорыва, водный поток и воды, которые затапливают территорию. Длительные последствия гидродинамических аварий связаны с остаточными факторами затопления - наносами, загрязнениями, смывом почвы.