Раздел V
Пробуждение
национального сознания
украинского народа
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В КОНЦЕ
XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
В украинской культуре этого периода
ярко проявились лучшие черты - идейность, народность, реалізм. ее проводниками
были деятели украинского театра М. Кропивницкий, М. Заньковецкая,
П.саксаганский, М. Садовский, композиторы М. Лысенко, М, С. Людкевич, Я. Степной и др. Украинский театр превратился в настоящую
общественную трибуну в борьбе за утверждение украинской демократической
культуры. Поражение революции 1905-1907
гг., реакция со стороны
царизма обострили идеологическую борьбу в культурных и просветительских
группировках. Часть творческой интеллигенции была растеряна этими событиями; на
творчества отдельных композиторов сказалось влияние модернизма (Б. Яновский,
Л.Лісовський и др.).
Активизируется деятельность кружков и
обществ, хорового движения, открываются народные дома (Киев, Одесса), в Киеве
- Литературно - артистическое общество, хор общества любителей музыки. Подобные
художественные объединения возникают в Одессе, Полтаве, Житомире, Львове, Перемышле,
Станиславе, Коломые, Стрые, Тернополе и др.
В пропаганде украинской музыки
большую роль сыграли выдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы I.
Алчевский, Є.Гушалевич, С.
Крушельницкая, О.
Мишута, М. Менцінський и др.
Продолжает развиваться домашнее
музицирования, охватывает широкие слои населения. Обществами печатаются
сборники и отдельные произведения. Работают музыкальные школы, базы, частные музыкальные курсы.
Особое место среди этих заведений принадлежало Музыкально-драматической школе им. М. Лысенко, на основе которой было открыто Высшее
музыкально-драматический институт им. М. Лысенко в Киеве (1918) и школу-институт
им. М. Лысенко во Львове.
Влияние народной песни на развитие
сознания все растет, актуально звучат старинные песни о
народные восстания и победы над захватчиками, появляются произведения о современных
события, думы на историческую тематику, революционные, лирические, пролетарские песни
(в частности, популярные “Слезами слита Украина”, “Не пора, не пора”); распространяются
обработки старых народных героических или шутливых и сатирических песен.
Вспомним хотя бы “Туман яром котится” или “Эй, не удивляйте, добрые люди”, “Ревет
и стонет люд голодный”, “Засвистали арестанты” и др. Было издано немало
сборников революционных песен.
Итак, украинская музыка в этот период
развивалась в тесной связи с жизнью народа, его борьбой за социальное и
национальное освобождение. Своими корнями она достигала неисчерпаемых источников народной
творчества.