Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Справочник по биологии

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

  Анатомия (от греч. anatome - рассечение, расчленение) - раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов, систем (включая их микроскопический и ультрамікроскопічну строение) и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомію), анатомии человека (антропотомію), конечно применяя к ней термин «анатомия», и анатомию растений (фітотомію), которая изучает тканевую строение растений.

  Анатомия человека (далее - просто анатомия) включает следующие дисциплины: нормальную анатомию (изучает строение органов и тканей здорового человека), топографическую анатомию (изучает расположение органов и их взаимосвязь), патологическую анатомию (изучает строение органов и тканей больного организма). В развитие анатомии большой вклад внесли такие ученые, как Гиппократ, Аристотель, Гален, Везалий, Гарвей, Н. И. Пирогов, П. В. Лесгафт, В. П. Воробьев, В. Н. Тонкой, Д. М. Голуб.

  Анатомия использует различные методы исследования. Основной метод, который применяют в анатомии, - метод вскрытия (препарирования) трупов, который позволяет изучить строение человека. Большое значение имеют также сравнительно-анатомический, антропометрический, экспериментальный, микроскопический методы, а также рентгеноскопия и рентгенография. Метод сравнительной анатомии, основан на сравнении строения животных и человека, позволяет понять эволюцию человека, его систем и отдельных органов. С помощью метода антропометрии определяется рост и взаимоотношение частей тела человека. Экспериментальный метод применяется для выяснения функционального значения органа или системы. Метод микроскопии позволяет изучить структуры органов и тканей, которые нельзя увидеть невооруженным глазом. Методы рентгеноскопии и рентгенографии дают возможность исследовать на живом организме форму, строение и функциональные особенности органов. Анатомия тесно связана с гістологією - наукой о ткани, ембріологією, которая изучает развитие зародыша, хирургией и физиологией.

Физиология (от греч. physis - природа и logos - наука) изучает функции и процессы жизнедеятельности организма, его органов, систем, тканей и механизмы их регуляции. Вместе с общей физиологией выделяют ее отдельные разделы, например, физиологию кровообращения, физиологию пищеварения.

   Для изучения функций организма применяют различные методы. Работу органов при разных условиях изучают методом наблюдения с помощью электрических и оптических приборов, а также химическими методами. Большое значение в физиологии имеют методы острого и хронического эксперимента. Они были введены в физиологию такими учеными, как В. Гарвей, К. Людвиг, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский. Метод графической регистрации физиологических процессов позволил получать объективный запись процесса, который изучается (запись артериального давления, сокращений сердца, скелетных мышц). Широко применяются также химические методы, которые позволяют изучать молекулярные механизмы физиологических процессов.

  Гигиена (от греч. hygieinos - целебный, приносящий здоровье) - раздел профилактической медицины, изучающий влияние различных факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. Задачи гигиены - разработка мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения болезней и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья. Практическая отрасль применения гигиены - санитария; социальная гигиена - наука о социальных проблемах медицины, о влиянии на здоровье различных факторов среды (условия труда, быта, уровень культуры и т.п.), о социальных мероприятиях по охране и укрепление здоровья. Знание гигиены помогает сохранить здоровье и работоспособность человека, способствует повышению продолжительности жизни.

  Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Организм человека находится под постоянным воздействием множества факторов внешней среды. Он приспосабливается к меняющимся условиям, в результате чего устанавливается подвижное равновесие между организмом и внешней средой. Нарушение такого равновесия приводит к развития заболеваний. Факторы внешней среды, влияющие на организм человека, можно разделить на абиотические (химические и физические) и биотические. К химических факторов относятся химические элементы, простые и сложные вещества. Они входят в состав воздуха, воды, почвы и пищи. В определенных количествах они необходимые человеку, а изменение их содержания может стать причиной заболеваний. Например, недостаток йода в пище приводит к увеличению щитовидной железы (зоба). К физическим факторам относятся температура, влажность, атмосферное давление, ионизирующее излучение. Изменение их параметров также может привести к различным заболеваний. Например, повышение уровня радиоактивного излучения приводит к заболеваниям крови, онкологических и наследственных болезней. Биотическими факторами являются живые организмы или продукты их жизнедеятельности, которые человек употребляет в еду. В продуктах питания при неправильном хранении или приготовлении могут размножаться болезнетворные бактерии, поэтому пища может явиться причиной заболеваний. Тяжелые отравления может вызвать у человека употребление в пищу ядовитых растений или животных. Кроме того, в организм могут попадать разными путями вирусы, бактерии, простейшие и гельминты, которые вызывают различные заболевания.

  Человек также влияет на окружающую среду. Своей деятельностью она может ухудшать состояние внешней среды и таким образом создавать условия для развития заболеваний.

  Анатомия человека традиционно называется нормальной анатомией. Каждая человек неповторим и отличается от другого только ей присущими особенностями, и вместе с тем все люди принадлежат к одному виду и имеют одинаковый план строения. Понятие «норма» отражает здоровый, реальное состояние человека, оно является диалектическим. Нормальным следует считать такое состояние (строение) организма, органа, при котором функция их нарушается.

  Норма характеризуется наличием индивидуальной изменчивости (варианты нормы). Приведем пример. Положение слепой кишки у взрослого человека варьирует, она лежит на разной высоте между двумя полярными типами - в правой подвздошной ямке или под печенью. Все это - варианты нормы. А вот обратное расположение внутренностей, при котором слепая кишка и печень расположены слева, а желудок, селезенка и сигмовидная ободочная кишка - дело, является аномалией. Аномалии - это отклонение от общей закономерности, что выходит за пределы нормы.