Принцип консенсуса (лат. consensus - согласие, общее мнение) - принятие решения или текста договора на основе общего согласия участников без формального голосования, если против этого не выступает ни один из его участников. П. к. основывается на учете мнений каждой из сторон, определении в их позициях того общего, что способно их объединить, поэтому его применение требует длительной, тщательной работы относительно выяснения, изучения и согласования позиций сторон. К. п. предполагает согласие сторон по всем существенным позициям, единогласное принятие решений всеми участниками совещания, конференции и т.д.
Политическая наука выделяет две группы стран, которые характеризуются корне отличными консенсусними традициями. К первой относятся англосаксонские страны (Великобритания, США, североевропейские страны), где сформировалась относительно однородная гражданская культура и традиции ненасильственного разрешения противоречий через мажоритарное управление, когда официальный курс определяется преимущественно лишь наи - более влиятельными силами, большинством. В таких странах К. п. проявляется опосредованно, преимущественно в виде различных формальных и неформальных механизмов защиты прав меньшинства, правил парламентского этикета, которые нуждаются консенсусного общения, что, в конечном итоге, обеспечивает признание меньшинством воли большинства и уважение большинства к позиции меньшинства.
Другая группа стран представлена так называемыми гетерогенными, или плюральними, обществами и к ней принадлежит большинство стран мира. Население этих стран является крайне неоднородным по убеждениям, где традиции достижения консенсуса неразвиты. Поэтому эти страны применяют отдельные "консенсусные механизмы" - "співсоціумні" или консенсусные системы управления, которые дают возможность реально привлекать все общественные группы к управлению государством и налаживания действенного диалога между ними в процессе осуществления властных полномочий. Наиболее развиты они в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. Консенсусный характер правления здесь обеспечивается благодаря коалиционности органов власти, пропорциональному представительству в них групп и меньшинств общества, высокой организованности и структурированности групповых интересов и широкой автономии сегментов социума. К. п. применяется некоторыми странами в парламентской практике. Так, в Генеральных Кортесах (парламенте) Испании регламентом предусмотрена возможность принимать решения через П. к. по предложению палаты, если оппозиция его не отрицает.
К. п. является одним из основных принципов принятия решений или текстов договоров на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия их участников. В период "холодной войны" противостояние ядерных сверхдержав делало волюнтаризм слишком опасным, что способствовало усилению политической ответственности и активизации поиска взаимоприемлемых решений. Нынешнее расширение контактов между государствами и явление глобализации закономерно увеличивает конфликтогенность человеческого мира. За то К. п. благодаря поиску "точек соприкосновения" между субъектами конфликта дает возможность обеспечить высокий уровень согласованности и взаимопонимания как во внутреннем, так и в международной жизни, способствует поиску наиболее приемлемого решения для всех субъектов переговорного процесса. К. п. как способ достижения договоренностей доминирует в ряде органов ООН и международных конференций, которые проводятся в рамках ООН.
Запрудский Ю. Г., Симонов В. В. Социальные и политические конфликты. - М., 1996; Коваленко Б. В., Пирогов А. И., Рыжов А. А. Политическая конфликтология. - М., 2002; Лебедева M. М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. - М., 1997; Природа, феноменология и динамика конфликтов в современном мире. - Черновцы, 1993.
Г. Зеленько