УРОК 80
Тема. Ознакомление с дробями
Цель: объяснить учащимся образования дробей; показать запись дроби и ознакомить с терминами числитель и знаменатель; проработать составные задачи, содержащие нахождение части числа; формировать вычислительные навыки.
Оборудование: квадраты и полоски для определения дроби.
ХОД УРОКА
I. Контроль и закрепление знаний учащихся
1. математический диктант
• Найти 1/4 от 320, от 100.
• Чему равна 1/3 ч., 1/3 мин.?
• Найти число, если 1/2 в его равна 15.
• Всего на столе лежит 65 тетрадей. 1/5 из них - тетради в клеточку. Сколько тетрадей в клеточку лежит на столе?
• Длина ленты 40 см. Ее разрезали пополам. Какая длина половины ленты?
• 1/6 длина полоски равна 27 см. Какова длина всей ленты?
2. Задания для опроса
Какая часть прямоугольника закрашено?
3. Найти 1/5 кг, 1/3 мин., 1/4 ч.
II. Изучение нового материала
Сравнение частей полосками.
- Что больше - 1/2 или 1/3? 1/6 1/3? 1/4 или 1/9?
2. Объяснение учителя
- Появление частей обусловлена потребностью разделить целое на части. Однако основной причиной возникновения частей процесс измерения величин. Результат измерений не всегда можно выразить натуральным числом. Уже давно существуют части: треть 1/3, половина 1/2, четверть - 1/4, півчверть - 1/8 и др. Часть называется дробью. Она имеет два числа: числитель и знаменатель. Между ними есть линия дроби.
3. Прочитать дроби.
1/4, 2/3, 4/5, 9/10.
- Что означает каждый дробь?
- Что означает числитель? Знаменатель? (Учащиеся пытаются самостоятельно определить значения числителя и знаменателя, учитель им помогает.)
4. Первичное закрепление за упражнением № 659
5. Записать дробью (№ 660).
6. Найти 1/8 от каждого числа: 320, 1600, 10 128, 2 км, 2 ч., 4 ц (задание выполняется самостоятельно).
7. Физкультминутка
III. Развитие математических умений учащихся
1. Комментируемое решение задачи № 662
2. Задача с логическим нагрузкой № 663
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание
№ 664, 665.