Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Философские системы XX вв. Основные направления
Неогегельянство.
Неогегельянство - философское учение формировалось примерно тогда же. Выдающиеся представители неогегельянства немецкие философы Роберг Кронер, Генри Лассон, итальянцы Бенедетто Кроче Джованни Джентиле и др. «Абсолютный идеализм» английского философа Фрэнсиса Брэдли, американского Джеймса Ройса связанный с «критическим возрождением» гегельянства. В 40 - 50-х годах большое влияние имели французские гегельянці Жан Валь, Андре Коржев, Жан Ипполит и др. В России идеи неогегельянства поддерживал и развивал Иван Ильин, Николай Федоров, Владимир Соловьев и др.
Опираясь на идеализм философии Гегеля (гегелевский принцип отождествления мышления и бытия), неогегельянці частично отказались от диалектики или перенесли ее только в сферу сознания, ірраціоналістично объясняя Гегеля с позиций философии духа, и не принимали развитие идеи в форме «инобытие» - философии природы. Проблемы противоречий как движущей силы развития вообще, неогегельянці решали по-разному: от «примирения» противоречий к отклонению возможности их решения вообще («трагическая диалектика» Анри Либерта). В области социальной философии некоторые представители неогегельянства использовали идеализм гегелевской философии для обоснования политики тоталитарного государства (Виль Бозанкет), а затем и фашистского государства как способа примирения классов в обществе.
В 30-х годах XX в. создан центр неогегельянства - Международный гегелевский союз. В 70-х - начале 90-х годов создаются разнообразные гегелівські союза различной ориентации. Некоторые неогегельянці пытались использовать гегелевский метод для преодоления позитивизма, объясняли диалектику Гегеля как релятивизм и др.