Политическая коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача, беседа, разговор) - форма общения в сфере политической деятельности, которая установлена на основе обмена информацией. К. п. влияет на процесс формирования общественного мнения, способствует социализации граждан, структурирует политическое пространство. С ее развитием связано такое явление, как "открытость" власти, которая заключается в доступности граждан к информации, которая представляет общественный интерес, касается личных интересов индивидов; в систематическом информировании граждан о решениях, которые приняты или предполагается принять; осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, политических организаций, должностных лиц и т.д. В начале XX в. появляется термин "массовая К. п.", которая обеспечивает трансляцию информации между политической и социальной системами.
Средства К. п. - средства массовой информации, голосования, функционирования политических организаций, социологические опросы, Интернет, интерактивное телевидение, неофициальные контакты, другие коммуникативные ситуации.
Теоретиками К. п. были К. Дейч, В. Липман, Г. Алмонд, Д. Коулмэн, Ю. Маккуел, П. Лазерсфельд, Г. Лассуелл, Д. Батлер, Д. Каванах и др. Они, в частности, ввели в научный обиход классическую схему осуществления коммуникации: коммуникатор - сообщение - канал или средство передачи - реципиент. Предметами исследования К. п. являются: средства коммутации; нормы и институты трансляции сообщений; формы обработки текстов, организация дискурса и т.д.
Позже эта схема была скорректирована с учетом открытия дволанкової структуры передачи информации. Влияние на реципиента осуществляет не столько само сообщение, как его интерпретация ближайшим окружением реципиента, его представителями референтной группы. Сформировался направление научных исследований, в рамках которого ученые изучали степень эффективности массовой информации в зависимости от состава аудитории и партийных идентичностей.
На исследования К. п. интенсивно повлияло еще одно открытие - явления двусторонней связи, который обеспечивают средства К. п. Это дало возможность Н. Луману выдвинуть альтернативную общепринятой, так называемую двустороннюю концепция власти, согласно которой не только формально владарюючий осуществляет влияние на формально подвластного, но и последний косвенно влияет на действия власть имущих.
Последние исследования К. п. проводились в рамках теории установления повестки дня, конструкціоністського и некоторых других подходов. Эти исследования в значительной степени базируются на научных открытиях начала XX в., а именно изобретении второй (кроме вещества) формы материи - поля (в частности, информационного). В начале 1970-х годов М. Маккоумз и Д. Шоу приходят к выводу, что средства массовой информации не отражают объективную реальность, а конструируют собственную. Это приводит к необходимости анализа СМИ как социального института, поскольку они превращаются в самостоятельного субъекта К. п. вместе с государством, политическими партиями и т.д. С. Хілгартнер и Ч. Боск делают вывод, что медиа реальность формируется под влиянием как собственных норм и правил СМИ (при этом ослабляется их влияние на правительственную политику), так и их взаимодействия с агентами продвижения социальных проблем (при этом только ретранслируются приоритеты, уже установлены политическими кругами).
Таким образом, современные исследования свидетельствуют, что влияние СМИ связан не столько с умением убеждать, как сформировать критерии, по которым общественность будет принимать решение. По мнению А. Соловьева, развитие К. п. ведет к становлению маркетинговых форм организации дискурса (политическая реклама, PR, информационный лоббизм), которые не совпадают с маркетинговыми формами (пропаганда и агитация) и формируют совершенно новые, неидеологические способы символизации политических объектов. Это способствует формированию новой политической альтернативы - медиакратии.
Итак, как следствие прогресса коммуникационных технологий, К. п. ведет к демократизации политических процессов и одновременно порождает средства преодоления политической демократии. Особенности современного развития Украины обусловлены значимости идеологических и внеидеологических способов символизации для разных слоев населения, что усложняет процесс установления К. п.
Московичи С. Век толп. - M., 1996; Cotteret J.-A4. Gouvernants et gouverneys: La coommunication politique. - Paris, 1973; Denton R. E., Woodvard G. C. Political Communication in America. - N. Y., 1990; McNair B. An Introduction to Political Communication. - N. Y., 1995; это определено K. Communication: Moss Political Behavior // Political Communication Issues and Stratégies for Research. - 1975. - Vol. 4.; Политическая коммуникация в постсоветской России: Проблемы формирования и парадигмы развития: Материалы секции "Политическая коммуникация" Третьего всероссийского конгресса политологов. 28-29 апреля 2003 г. - М., 2003; Дьяково Е. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. - 2003. - № 3; Соловьев А. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. - 2002. - № 3; Конецкая В. П. Социология коммуникации. - М., 1997; Бебик В. М., Сидоренко О. И. Средства массовой информации посткоммунистической Украины. - К., 1996; Алексеенко H. Д. Медиатизация политических процессов в посткоммунистических странах // Актуальные проблемы международных отношений. - М„ 1999. - № 14. - Ч. II.
Есть. Перегуда