Колінгвуд Робин Джордж (1889 - 1943) - британский философ, историк, археолог. В 1913 г. самостоятельно произвел археологические раскопки римского форта в Емблсайді и тогда же получил научную степень. От 1935 до 1941 г. - профессор метафизической философии в Оксфордском университете, где в свое время учился. Находился под влиянием философских учений Платона, Гегеля, Бэкона, Локка, Кроче, Пома и т.д. В центре его научных поисков - соотношение философии и истории, или их approchement (сближения). История, утверждал К., обеспечивает философию данным, а философия дает методы истории. Благодаря единению истории с философией, их взаимодействия, подчеркивал философ, история впервые становится по-настоящему рациональной, а философия впервые постигает эту рациональность не как простой акт веры, а вследствие того факта, что история должна быть рациональной, как того хочет от нее философия, поскольку последняя сделала ее такой. К. рассматривает историю в ее философском понимании как трансцендентальный концепт. Он впервые разрабатывает общеизвестную концепцию "инкапсуляции" или повторного "проигрывание" бывшего мышления (исторических личностей) в настоящем мышлении историка и учение о том, что вся история - история мысли. Отсюда его вывод, что история должна рассматриваться как noeseos noesis (акт мышления о акт мышления), что должно устранить ограниченность исторического познания, отойти от тенденции подходить к прошлому в упрощенном варианте: отдельно от субъекта исторического действия и познания. Это обстоятельство, подумал К., поможет осознать то, что говорить о сущем вне духом нет оснований, поскольку любой предмет познания является продуктом конструктивной деятельности человека как существа мыслящего и духовного.
Дух, в интерпретации К., - самодостаточный процесс творческого мышления. Особого толкования оказывал времени. Единственной реальностью, утверждал К., есть настоящее, но оно состоит из двух идеальных элементов: прошлого (необходимость) и будущего (возможность). Хотя прошлое и будущее как таковые являются идеальными, они есть, соответственно, "тем, что живет в настоящем" и "тем, что в настоящем зарождается". Они, по К., полностью реальны и на самом деле как раз и является тем самым настоящим. Сущность и функции философии рассматривал несколько дуалістично, с одной стороны, как способ систематизации разнообразного содержания человеческого знания, а с другой - как средство выяснения абсолютных предпосылок человеческого мышления и форм их проявления в разные периоды истории.
Основные произведения: "Очерк философского метода" (1933); "Основания искусства" (1938;) "Автобиография" (1939); "Очерк метафизики" (1940); "Новый Левиафан" (1942); "Идея истории" (1946).
Андрущенко В., Михальченко М. Современная социальная философия: Курс лекций. - К., 1996; Габозов И. Г. Введение в философию истории - М., 1992; Колінгвуд Г. Дж. Идея истории. - К., 1 996; Причепий Е. М., Черний А. М., Чекаль Л. А. Философия. - К„ 2005;
А. Черний