Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ

Раздел V

Пробуждение национального сознания

украинского народа

 

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХІХ ст.

 

Развитие учительства и народной освиты в Украине не отвечал общественным реалиям после отмены крепостного права. Ускоренный развитие капиталистических отношений нуждался квалифицированных работников. Становая школа постепенно превращается на буржуазную. Несмотря на общественные потребности, требования прогрессивных кругов страны, царское правительство в 1864 г. осуществил реформу народного образования. Все типы начальных школ стали народными училищами, к ним принимали детей всех состояний. Они работали по единым планам и программам: учили закона Божьего, читать, писать и четырех арифметических действий. В двухклассных начальных училищах с пятилетним сроком обучения предусматривалось изучение истории, географии, рисования. С 1872 г. начальные уездные училища были переведены на шестилетний срок обучения; при этом расширялось круг предметов: геометрия, чертежи и естественные дисциплины. Большую роль в распространении образования играли земства, которые открывали и содержали начальные школы, организовывали учительские курсы. В Восточной Украине в 1897 г. функционировало около 17 тысяч начальных школ всех видов, що охватывали обучением только треть детей. Письменное население составляло около 24 %.

Среднее образование, как и раньше, давали гимназии. По новому уставу существовали полные (семиклассная), делились на классические и реальные, и неполные (четырехклассные) - прогимназии. Классические давали гуманитарную подготовку и льготы для поступления в университеты без экзаменов. Программа реальных гимназий предусматривала изучение большей части естественных наук, их выпускники могли продолжить образование в технических вузах. В конце XIX в. в Восточной Украине было 129 гимназий, 19 реальных училищ.

Развитие экономики стимулировало появление профессионального образования: ремесленных, промышленных, сельскохозяйственных, коммерческих училищ, учительских семинарий и курсов профессиональной подготовки. Наряду с университетами открываются высшие специальные учебные заведения: технологический и ветеринарный институты в Харькове, политехнический в Киеве, Высшее горное училище в Екатеринославе и др.

В Западной Украине церковные и другие начальные школы были реорганизованы в народные училища и переданы в ведение светских органов. Количество их невелико, поэтому в отдельных районах до 76 % населения оставалось неграмотным. Австро-венгерское правительство ограничивал право украинцев учиться родном языке. Так, одна средняя украинская школа приходилась на 820 тысяч человек, а одна школа с польским языком обучение - на 30 тысяч учеников, не было ни одного реального училища, среднего или высшего профессионального учебного заведения с украинским языком преподавания. В Львовском университете обучение осуществлялось на польском языке, в Черновицком - немецки. В Закарпатье проводилась политика принудительной мадьяризации.