Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Клиентелизм политический (лат. cliens - послушный) - система неформальных связей между индивидами и группами, которые занимают неравные социальные позиции, на основе взаимного обмена благами, в которых патрон (с более высоким статусом) использует свой авторитет и ресурсы для защиты интересов своего клиента в обмен на лояльность и различные услуги.

Клиентелизм может практиковаться на всех уровнях, но чаще всего встречается на локальном. Бедность, отсутствие профессиональной бюрократии и политическая неграмотность населения - главные причины соответствующей политики.

К сущностным рис клиентелизм относятся: неравенство субъектов, вступающих в связь ради защиты своих интересов и удовлетворения потребностей; предоставление двусторонним отношениям формы фаворитизма, патронажа, что внешне может выглядеть как форма защиты простого человека; связь между патроном и клиентом на основании личных обязательств или общинной солидарности; борьба за контроль над политическими и экономическими ресурсами как настоящая цель патрона; использование патроном незаконных форм контроля за движением ресурсов; партикуляризм интересов; несоблюдение гражданских прав и активная или пассивная противодействие их применению; существование политической культуры зависимости, когда широкая общественность молчит и все покрывает.

Клиентелизм стоит на пути прогресса того общества, где он господствует. Отношения

такого типа способствуют созданию параллельных теневых структур, препятствуют независимости граждан и свободному развитию и функционированию гражданского общества. Клиентелизм имеет паразитарную природу, потому что сосредотачивается на распределении, а не на производстве общественного богатства; для него свойственна социальная и политическая неэффективность; он приводит к распространению цинизма, который разъедает общественную мораль.

Clapham С. Private Patronage and Public Power: Political Clientelism in Modern state. - London: Pinter, 1982; Eisenstadt S. N., Lemarchand R. Political Clientelism, Patronage and Development. - Beverly Hills: Sage, 1981; Политология / 3a ред. А. Колодий. - K., 2000, Политология: Словарь-справочник / M. A. Василик, M. C. Вершинин и др. - 2001.

О. Полішкарова