Китая Древнего политическая мысль - зарождение политической мысли тесно связано с изменениями цивилизационных формаций, в частности перерастания в IV-III тыс. до н. э. первобытных обществ в рабовладельческие государственные образования. Именно в это время мыслители начали задумываться над методами и средствами получения, сохранения и укрепления государственной власти, над происхождением и значением права, государства, а впоследствии и политики в жизни общества. Ранние представления в течение 2,5-3 тыс. лет преодолели путь от мифологических к рационально-логических форм миропонимания, со временем приобрели признаков теоретического знания и обогатились идеями ведущих мыслителей, свидетелей кардинальных исторических преобразований. Весомый вклад в процесс кристаллизации политических теорий рабовладельческой эпохи сделали мыслители Древнего Китая, которые едва ли не первыми в истории политических учений начали отходить от мифического миропонимания, божественных указаний, переводя политические доктрины на рациональный грунт, земную основу, хотя и у китайцев Небо "контролирует" все события в Поднебесной и проводится стержневая идея о тянь-мин - право Неба на отзыв мандата обладателя и передачу его более достойному. Именно такие протополітологічні учения характерны для книги истории "Шуцзін", древнейшие части которой уходят в XIV-XI вв. до н. э., и книги песен "Шицзин" (XI-VI вв. до н. э.).
В Древнем Китае политическая мысль достигла расцвета во второй половине i тыс. до н. э. Отцом древнекитайской политической мысли можно считать Чхоу-гуна (XI-Х вв. до н. э.), который разработал формулу смены династий. По его учению, мандат обладателя Небо придает тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество дэ (добродетель, благодать, справедливость). Правитель уже сам предоставляет власть преемникам тех пор, пока у них не иссякнет. Тогда Небо снова вмешивается в Поднебесную, выбирает мудреца, преисполненного где, и цикл начинается снова. Первыми признаками потери где есть безнравственность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости.
Самый заметный среди китайских мыслителей - большой моралист Конфуций (Кунцзи, Кун Цю, Кун Чжунні, Кун Фуцзи, 551 - 479 до н. э.), учение которого назвали конфуцианство.
Древнейшим собранием его афоризмов является трактат "Лунь юй" ("Беседы и рассуждения"), составленный в V в. до н. э. учениками Конфуция, которых насчитывалось еще при его жизни около тыс. Видное место в нем занимает правитель - мудрец, который воплощает совершенные знания ритуала, культуры, демонстрирует уважительность, мягкость и уступчивость, верность и преданность, уважение к старшим, образованность, добродетели, любви к людям и добросовестность, всегда придерживается справедливости, истины, верного пути. Главное для него - забота о благе подданных, которых надо сперва накормить, а потом научить, воспитать в высокой нравственности. Концепция Конфуция содержит основы "правильного государственного управления", конкретные советы правителям по завоеванию доверия народа, искусства коммуникации; обосновывает основные принципы управления обществом, обеспечения всеобщего счастья. Считая людей равными от природы, Конфуций никогда не был демократом. Он учил, что трудящихся надо отграничивать от господствующей слои, а женщин ставил значительно ниже мужчин. Он критиковал политическое управление при помощи писаных законов, зато предпочитал управлению на основе совершенствования человеческой природы, а наказание призвал заменить воспитанием. Трактат "Лунь юй" в течение многих веков считался основным предметом в китайских школах, ученикам надо было зазубривать наизусть. Наставления Конфуция в дальнейшем оказались самыми влиятельными в китайском обществе, а его учение со II в. до н. э. до 913 г. н. э. было официальной идеологией Китая. С хи - ХИ 1 ст. конфуцианство существует в виде "неоконфуцианства". В начале новой эры в Китае формируется религиозная система, в основе которой лежала вера в духов, культ предков и героев, а главным образом - культ Конфуция. В V - III вв. до н. э. по приказу императора Конфуция было канонизировано, новая религиозная система признана государственной религией. Государство и религия, таким образом, слились в Китае с духовным и материальным жизнью народа в единую систему, которая прекратила свое существование вместе с монархическим строем, свергнутым революцией в 1911 г.
Вторую течения политической мысли в древнем Китае - моїзм - основал Мо-цзы (479 - 400 гг. до н. э.) с одноименным трактатом (IV в. до н. э.). Крупнейшими его достижениями являются: четкое обоснование теории общественного договора, возникновения государства; выдвижение идеи федеративного устройства, определения принципов государственного управления; практические предложения по построению жесткой административной структуры, концепция сочетания поощрения и наказания как мощного рычага государственного администрирования; политическая доктрина "всеобщей рівновеликості", то есть казарменного равноправия; начать егалітаризму в социально-политических отношениях.
Проводником третьего течения - легизма (фацзя) - стал Шан Ян (400 - 338 гг. до н. э.) с трактатом "Шан цзюнь шу" (IV в. до н. э.). Государство в его представлении предстает как абсолютная институт, высшая цель и венец деятельности человека, огромная безжалостная машина принуждения, а право, закон - как лучший способ достижения такой цели. Основные черты закона - главенство, универсальность, жесткость, обязательность для всех. Основные методы построения деспотичной государства: материальное стимулирование частных собственников, направленность их на земледелие и отмене второстепенных занятий; метод "уравнивания имущества"; метод наград и наказаний, где предпочтение отдается наказанием и причем жестоким наказанием.
Четвертая течение древнекитайской политической мысли - даосизм. Его постулаты изложены в трактате "Дао-децзін" (III в. до н. э.), авторство которого приписывают полулегендарному Лао-цзы (640-? до н. э.). В этом учении Дао - самый высокий безликий абсолют, как Брахма в индейцев. Государство, общество и человек - естественная часть Дао и Космоса. Все они подчиняются законам вечности. Цивилизация и все ее достояние - это искусственные образования, которые противостоят естественному и подрывают естественный порядок. Вот почему истинная мудрость - это затворництво, определенная отказ от всего искусственного. Государство должно быть маленьким, государством - селом, а народ - безграмотным, неграмотным, полоумным, что позволит сделать основными методами государственного управления "мудрость простоты", основанную не на знаниях, а на интуиции, и "не деяния", то есть инертность администрации, создание умным и проницательным правителем условий для стабильного естественного развития общества без искусственного подталкивания природных процессов активностью руководителей государства.
Учение о технологии власти, условия мудрого правления, искусство администрирования, критерии выбора на государственные должности, контроль над чиновниками разрабатывал близок к легистам Шэнь Бухай (400-337 гг. до н. э.). Уникальным в его учении является обобщение всей практики государственного управления, подробнейшее изложение и классификация многотысячной иерархически-бюрократической системы по должностям, функциям, специальности, роду деятельности - от толкователя снов и руководителя колдунов до министра.
Проповедь аполитичности, свободомыслия, себялюбия, осуждение государства со всеми ее атрибутами и цивилизации вообще, подъем гедонизма и эгоизма, призывы к тому, чтобы брать от реального, а не потусторонней жизни все радости и наслаждения, характерные для доктрины близких к даосизма Ян Чжу (414-334 гг. до н. э.) и Чжуан-цзы (369 - 286 гг. до н. э.). Непревзойденное значение имеет трактат "Гуань-цзы" (IV - II вв. до н. э.), которому принадлежит приоритетная идея централизованного контроля над экономической жизнью государства и экономического регулирования. Своеобразным синтезатором легизма, конфуцианства, моїзму и даосизма, то есть принципов силы и авторитета государственной власти, искусства административного управления, верховенства закона, гуманизма и справедливости, самосовершенствования, взаимной пользы, не деяния т.д выступил Хань Фэй (280 - 233 гг. до н. э.), который создал на этой основе оригинальную философию права и предпринял попытку превратить обновленный легізм в ведущую течение древнекитайской политической мысли. И надежды его не оправдались: чрезвычайная жестокость правящего режима царства и империи Цинь (III в. до н. э.) навсегда подорвала авторитет легизма и он уже никогда не возрождался в китайских политических доктринах.
Антология мировой политической мысли / Рук. проекта Г. Ю. Семигин; Ред.-сост. Л. Н. Алисова, Д. Т. Жовтун. - М., 1997. - Т. 1; Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. - М., 1995.
О. Бабкина