ПРИЛОЖЕНИЕ*
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ КУРСА
Лексикология
1. Укажите группу устаревших слов:
а) свёкла, лодка, охота;
√б) городовой, дилижанс, светлица;
в) магнитофон, монитор, вакансия.
Приведите два примера устаревших слов.
2. Укажите группу слов, являющихся неологизмами:
а) сакля, сундук, кишлак;
б) теория, ордер, силуэт;
√в) банкомат, лайнер, клип.
Приведите два примера неологизмов.
3. Укажите группу профессионализмов, относящихся к сфере медицины:
√а) фонендоскоп, амбулатория, тонометр;
б) терция, октава, аккорд;
в) палитра, грунтовать, мольберт.
Приведите два примера терминов из области языкознания.
4. Укажите, какой из предложенных синонимов является заимствованным:
а) приказ;
б) распоряжение;
√в) директива.
Приведите два примера заимствованных слов.
5. Укажите группу заимствованных слов, которые и в русском, и в украинском языках пишутся без удвоенной согласной:
а) шестиклас..ник, кас..ета, грип.. ;
√б) кол..ктив, кор..дор, оп..ерация;
в) агрес..ия, бас..ейн, корреспондент.
Приведите два примера заимствованных слов, которые пишутся с удвоенной согласной.
6. Укажите русский фразеологизм, соответствующий украинскому ні в тин ні в ворота:
а) бросать слова на ветер;
б) ни кола ни двора;
√в) ни к селу ни к городу.
Приведите пример фразеологизма со значением «преувеличивать».
Состав слова. Орфография
1. Укажите правильный вариант разбора слова по составу:
Приведите два примера слов, не имеющих окончания.
2. Укажите группу слов, в корне которых пишется чередующаяся гласная е:
а) подст..лить, бл..стеть, не прид..рёшься;
б) пон..мать, сж..мать, зан..мать;
√в) ум..рающий, соб..раться, обт..рание.
Приведите два примера слов с чередующимися гласными е—и в корне.
3. Укажите группу слов, в которых на месте пропуска надо писать и:
а) без..мянный палец, под..скать место, с..грать роль;
б) пр..взойти себя, пр..милый ребенок, пр..вратить в руины;
√в) пр..встать на минутку, пр..вокзальная площадь, примирить врагов.
Приведите два примера слов с буквой ы после префикса.
4. Укажите группу слов, в префиксе которых пишется з:
а) и..царапать, бе..покойный, ра..шевелить;
√б) бездеятельность, ра..брасывать, во..держаться;
в) ..двинуть, ..бежать, ..грузить.
Приведите два примера слов с буквой с в префиксе.
5. Укажите группу слов с буквой е в суффиксе:
√а) кусоч..к, гречн..вый, пальт..цо;
б) карандаш..к, застенч..вый, завистл..вый;
в) птенч..к, масл..це, луж..ца.
Приведите два примера слов с буквой е в суффиксе.
6. Укажите группу слов с суффиксом -чик:
а) квалифицированный кровель..ик, толковый компьютер..ик;
√б) разнос..ик газет, отважный развед..ик;
в) юный барабан..ик, зачин..ик драки.
Приведите два примера слов с суффиксом -чик.
Словообразование. Орфография
1. Укажите слово, от которого образовано слово протанцевать:
а) танец;
б) танцор;
√в) танцевать.
Приведите пример производного слова и напишите, от какого слова оно образовано.
2. Укажите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом:
а) отзывчивость;
б) отныне;
√в) оттенок.
Приведите два примера слов, образованных префиксальным способом.
3. Укажите предложение, в котором есть слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.
а) Я люблю активный отдых.
√б) Отдыхающие прогуливались по набережной.
в) Отдыхающие в санатории дети принимали лечебные ванны.
Составьте и запишите предложение со словом, образованным путем перехода одной части речи в другую.
4. Укажите группу сложносокращенных слов, для образования которых взяты начальные звуки сокращаемых слов:
а) зарплата, угрозыск, медсанбат;
√б) США, ЖЭК, вуз;
в) СБУ, ХТЗ, ЧП.
Приведите два примера слов, образованных путем сложения целых слов.
5. Укажите группу слов с соединительной гласной е:
√а) пеш..ход, пыл..сос, каш..вар;
б) сем..летка, шестнадцат..этажный, верт..шейка;
в) снег..очистительный, одн..родный, тел..сложение.
Приведите два примера слов с соединительной гласной е.
6. Укажите группу слов, которые с пол- пишутся через дефис:
а) пол(стакана), (пол)страницы, (пол)тарелки;
√б) (пол)озера, (пол)лимона, (пол)Украины;
в) (полу)фабрикат, (полу)ночник, (полу)защитник.
Приведите два примера слов с пол-, которые пишутся слитно.
Имя существительное
1. Укажите группу собственных имен существительных, которые пишутся с большой буквы и в кавычках:
√а) программа (П,п)одробности, журнал (Б,б)арвинок, конфеты (А,а)ссорти;
б) писательница (Ж,ж)орж (С,с)анд, парк (И,и)мени (Г,г)орького;
в) (У,у)ниверситет, (Д,д)иректор, (В,в)ойна.
Приведите два примера нарицательных существительных.
2. Укажите предложение, не содержащее грамматической ошибки:
а) У маленькой Олечки светлый кудрявый волос.
б) В соседнем дворе жил злой собака.
√в) К мясу подали вкусную кольраби.
Запишите предложения с грамматическими ошибками в исправленном виде.
3. Укажите группу имен существительных, относящихся к женскому роду:
а) такси, хобби, Онтарио, ущелье, просвещение;
√б) авеню, фрау, запись, степень, ООН;
в) какаду, конферансье, адрес, путь, МГУ.
Приведите два примера имен существительных, обозначающих детёнышей животных, и определите их род.
4. Укажите группу имен существительных, в которых после шипящих на конце пишется мягкий знак:
√а) картеч.., суш.., дрож..;
б) выигрыш.., чиж.., плач..;
в) (не видел) сокровищ.., барж.., чащ.. .
Приведите два примера имен существительных III склонения, оканчивающихся на шипящий.
5. Укажите группу словосочетаний с буквой е в окончании существительных:
а) быть в напряжени..; жить в племен..;
√б) лететь в ста..; лечиться в госпитал..;
в) равнодушие к роскош..; кататься на карусел.. .
Приведите два примера имен существительных общего рода.
6. Укажите группу имен существительных, которые с не пишутся раздельно:
а) (не)суразица, (не)взгода, (не)былица;
б) (не)вежливость, (не)урожай, (не)счастье;
√в) (не)мягкость, а твердость; (не)вежливость, а грубость.
Приведите два примера раздельного написания не с существительным.
Имя прилагательное
1. Определите разряд прилагательных мамины (письма), лошадиный (хвост), заячий (выводок):
а) качественные;
б) относительные;
√в) притяжательные.
Приведите два примера словосочетаний с относительными прилагательными.
2. Укажите группу словосочетаний с буквой и в безударных окончаниях имен прилагательных:
а) (к) плакуч.. й (иве), (в) медвежь.. й (берлоге);
б) (на) летн.. м (отдыхе), осенн.. й (порой);
√в) свеж..м (хлебом), (с) сельск..ми (жителями).
Приведите два примера словосочетаний с прилагательными, в окончаниях которых пишется е.
3. Укажите группу имен прилагательных, в которых на месте пропуска пишется ь:
а) рыбач..ий поселок, на человеч..ий след, по зимн..му расписанию;
√б) птич..и стаи, в лис..ей норе, возле волч..его логова;
в) парень широкоплеч.., лес дремуч.., фильм хорош..
Образуйте краткую форму прилагательных колючий (кустарник), свежий (воздух).
4. Укажите предложение с правильным вариантом образования сравнительной степени прилагательного.
а) Природа в Закарпатье более красивее, чем в степной зоне Украины.
б) Природа в Закарпатье более красивше, чем в степной зоне Украины.
√в) Природа в Закарпатье более красивая, чем в степной зоне Украины.
Приведите пример прилагательного в форме простой и составной сравнительной степени.
5. Укажите группу прилагательных с двумя н на месте пропуска:
а) (леса) багрян..ы, (девушка) юн..а, (луга) зелен..ы;
б) румян..ый, тополин..ый, серебрян..ый;
√в) деревян..ый, осен..ий, хозяйственный.
Приведите два примера имен прилагательных, которые пишутся с одной н.
6. Укажите случай раздельного написания не с прилагательным.
√а) Ночка (не)светлая, а звездная, (не)жаркая, а с ласковым весенним ветерком.
б) Изучение (не)знакомого края всегда начинается с карты.
в) (Не)стерпимая жара стояла почти всё лето.
Составьте предложение с прилагательным, которое с не пишется раздельно.
Имя числительное. Местоимение
1. Укажите группу слов, являющихся числительными:
а) четырехместный, шестидневка, удвоить;
√б) десятый, сто сорок семь, пятеро;
в) весь, сама, каждый.
Приведите два примера количественных числительных.
2. Укажите словосочетание, в котором числительное пишется без мягкого знака:
√а) пят..надцать человек;
б) сем.. лет;
в) пят..сот шестьдесят дней.
Запишите словами 8 ч 15 мин, используя разные способы.
3. Укажите группу словосочетаний с ошибками в склонении числительных:
а) в тысячу девятьсотом году, с шестьмястами избирателями;
б) семьюстами восемьюдесятью студентами, около полутора часов;
√в) к двадцать второму января, до двухсот пятнадцати метров.
Запишите словами: к 658 прибавить 12.
4. Укажите разряд местоимений мой, наш, твой, ваш, свой:
а) указательные;
б) личные;
√в) притяжательные.
Составьте и запишите предложение с вопросительным местоимением.
5. Укажите словосочетания с местоимениями, которые пишутся слитно:
а) кто(то) из нас, что(либо) предпринять, чей(нибудь) совет;
√б) (ни)чему не удивляюсь, (не)кого спросить;
в) (не)(за)что благодарить, (ни)(с)кем не встретился. Вставьте пропущенные буквы.
Н.. из чего было приготовить обед. Ребенок не отвечал н.. на чьи вопросы. Н..кому не хотелось уходить.
6. Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения или числительного:
а) В ихнем доме часто гостили родственники из Киева.
б) Обоими руками я схватился за руль.
√в) Я повторял это тебе четыре раза.
Запишите предложения с ошибками в исправленном виде.
_________________________________________________________
* Использовано такое издание: Ю. Н. Тельпуховская «Русский язык. 6 класс. Комплексная зачетная тетрадь (для школ с украинским языком обучения). - Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2006.