Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

ПРИЛОЖЕНИЕ*

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ КУРСА

 

Лексикология

1. Укажите группу устаревших слов:

а)    свёкла, лодка, охота;

√б)   городовой, дилижанс, светлица;

в)    магнитофон, монитор, вакансия.

Приведите два примера устаревших слов.

2. Укажите группу слов, являющихся неологизмами:

а)    сакля, сундук, кишлак;

б)    теория, ордер, силуэт;

√в)   банкомат, лайнер, клип.

Приведите два примера неологизмов.

3. Укажите группу профессионализмов, относящихся к сфере медицины:

√а)   фонендоскоп, амбулатория, тонометр;

б)    терция, октава, аккорд;

в)    палитра, грунтовать, мольберт.

Приведите два примера терминов из области языкознания.

4. Укажите, какой из предложенных синонимов является заимствованным:

а)    приказ;

б)    распоряжение;

√в) директива.

Приведите два примера заимствованных слов.

5. Укажите группу заимствованных слов, которые и в русском, и в украинском языках пишутся без удвоенной согласной:

а)    шестиклас..ник, кас..ета, грип.. ;

√б)   кол..ктив, кор..дор, оп..ерация;

в)    агрес..ия, бас..ейн, корреспондент.

Приведите два примера заимствованных слов, которые пишутся с удвоенной согласной.

6. Укажите русский фразеологизм, соответствующий украинскому ні в тин ні в ворота:

а)    бросать слова на ветер;

б)    ни кола ни двора;

√в)   ни к селу ни к городу.

Приведите пример фразеологизма со значением «преувеличивать».

 

Состав слова. Орфография

1. Укажите правильный вариант разбора слова по составу:

image16

Приведите два примера слов, не имеющих окончания.

2. Укажите группу слов, в корне которых пишется чередующаяся гласная е:

а)    подст..лить, бл..стеть, не прид..рёшься;

б)    пон..мать, сж..мать, зан..мать;

√в)   ум..рающий, соб..раться, обт..рание.

Приведите два примера слов с чередующимися гласными е—и в корне.

3. Укажите группу слов, в которых на месте пропуска надо писать и:

а)    без..мянный палец, под..скать место, с..грать роль;

б)    пр..взойти себя, пр..милый ребенок, пр..вратить в руины;

√в)   пр..встать на минутку, пр..вокзальная площадь, примирить врагов.

Приведите два примера слов с буквой ы после префикса.

4. Укажите группу слов, в префиксе которых пишется з:

а)    и..царапать, бе..покойный, ра..шевелить;

√б)   бездеятельность, ра..брасывать, во..держаться;

в)    ..двинуть, ..бежать, ..грузить.

Приведите два примера слов с буквой с в префиксе.

5. Укажите группу слов с буквой е в суффиксе:

√а)   кусоч..к, гречн..вый, пальт..цо;

б)    карандаш..к, застенч..вый, завистл..вый;

в)    птенч..к, масл..це, луж..ца.

Приведите два примера слов с буквой е в суффиксе.

6. Укажите группу слов с суффиксом -чик:

а)    квалифицированный кровель..ик, толковый компьютер..ик;

√б)   разнос..ик газет, отважный развед..ик;

в)    юный барабан..ик, зачин..ик драки.

Приведите два примера слов с суффиксом -чик.

 

Словообразование. Орфография

1. Укажите слово, от которого образовано слово протанцевать:

а)    танец;

б)    танцор;

√в)   танцевать.

Приведите пример производного слова и напишите, от какого слова оно образовано.

2. Укажите слово, образованное префиксально-суффиксальным способом:

а)    отзывчивость;

б)    отныне;

√в)   оттенок.

Приведите два примера слов, образованных префиксальным способом.

3. Укажите предложение, в котором есть слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.

а)    Я люблю активный отдых.

√б)   Отдыхающие прогуливались по набережной.

в)    Отдыхающие в санатории дети принимали лечебные ванны.

Составьте и запишите предложение со словом, образованным путем перехода одной части речи в другую.

4. Укажите группу сложносокращенных слов, для образования которых взяты начальные звуки сокращаемых слов:

а)    зарплата, угрозыск, медсанбат;

√б)   США, ЖЭК, вуз;

в)    СБУ, ХТЗ, ЧП.

Приведите два примера слов, образованных путем сложения целых слов.

5. Укажите группу слов с соединительной гласной е:

√а)   пеш..ход, пыл..сос, каш..вар;

б)    сем..летка, шестнадцат..этажный, верт..шейка;

в)    снег..очистительный, одн..родный, тел..сложение.

Приведите два примера слов с соединительной гласной е.

6. Укажите группу слов, которые с пол- пишутся через дефис:

а)    пол(стакана), (пол)страницы, (пол)тарелки;

√б)   (пол)озера, (пол)лимона, (пол)Украины;

в)    (полу)фабрикат, (полу)ночник, (полу)защитник.

Приведите два примера слов с пол-, которые пишутся слитно.

 

Имя существительное

1. Укажите группу собственных имен существительных, которые пишутся с большой буквы и в кавычках:

√а)   программа (П,п)одробности, журнал (Б,б)арвинок, конфеты (А,а)ссорти;

б)    писательница (Ж,ж)орж (С,с)анд, парк (И,и)мени (Г,г)орького;

в)    (У,у)ниверситет, (Д,д)иректор, (В,в)ойна.

Приведите два примера нарицательных существительных.

2. Укажите предложение, не содержащее грамматической ошибки:

а)    У маленькой Олечки светлый кудрявый волос.

б)    В соседнем дворе жил злой собака.

√в)   К мясу подали вкусную кольраби.

Запишите предложения с грамматическими ошибками в исправленном виде.

3. Укажите группу имен существительных, относящихся к женскому роду:

а)    такси, хобби, Онтарио, ущелье, просвещение;

√б)   авеню, фрау, запись, степень, ООН;

в)    какаду, конферансье, адрес, путь, МГУ.

Приведите два примера имен существительных, обозначающих детёнышей животных, и определите их род.

4. Укажите группу имен существительных, в которых после шипящих на конце пишется мягкий знак:

√а)   картеч.., суш.., дрож..;

б)    выигрыш.., чиж.., плач..;

в)    (не видел) сокровищ.., барж.., чащ.. .

Приведите два примера имен существительных III склонения, оканчивающихся на шипящий.

5. Укажите группу словосочетаний с буквой е в окончании существительных:

а)    быть в напряжени..; жить в племен..;

√б)   лететь в ста..; лечиться в госпитал..;

в)    равнодушие к роскош..; кататься на карусел.. .

Приведите два примера имен существительных общего рода.

6. Укажите группу имен существительных, которые с не пишутся раздельно:

а)    (не)суразица, (не)взгода, (не)былица;

б)    (не)вежливость, (не)урожай, (не)счастье;

√в)   (не)мягкость, а твердость; (не)вежливость, а грубость.

Приведите два примера раздельного написания не с существительным.

 

Имя прилагательное

1. Определите разряд прилагательных мамины (письма), лошадиный (хвост), заячий (выводок):

а)    качественные;

б)    относительные;

√в)   притяжательные.

Приведите два примера словосочетаний с относительными прилагательными.

2. Укажите группу словосочетаний с буквой и в безударных окончаниях имен прилагательных:

а)   (к) плакуч.. й (иве), (в) медвежь.. й (берлоге);

б)    (на) летн.. м (отдыхе), осенн.. й (порой);

√в)   свеж..м (хлебом), (с) сельск..ми (жителями).

Приведите два примера словосочетаний с прилагательными, в окончаниях которых пишется е.

3. Укажите группу имен прилагательных, в которых на месте пропуска пишется ь:

а)    рыбач..ий поселок, на человеч..ий след, по зимн..му расписанию;

√б)   птич..и стаи, в лис..ей норе, возле волч..его логова;

в)    парень широкоплеч.., лес дремуч.., фильм хорош..

Образуйте краткую форму прилагательных колючий (кустарник), свежий (воздух).

4. Укажите предложение с правильным вариантом образования сравнительной степени прилагательного.

а)    Природа в Закарпатье более красивее, чем в степной зоне Украины.

б)    Природа в Закарпатье более красивше, чем в степной зоне Украины.

√в)   Природа в Закарпатье более красивая, чем в степной зоне Украины.

Приведите пример прилагательного в форме простой и составной сравнительной степени.

5. Укажите группу прилагательных с двумя н на месте пропуска:

а)    (леса) багрян..ы, (девушка) юн..а, (луга) зелен..ы;

б)    румян..ый, тополин..ый, серебрян..ый;

√в)   деревян..ый, осен..ий, хозяйственный.

Приведите два примера имен прилагательных, которые пишутся с одной н.

6. Укажите случай раздельного написания не с прилагательным.

√а)   Ночка (не)светлая, а звездная, (не)жаркая, а с ласковым весенним ветерком.

б)    Изучение (не)знакомого края всегда начинается с карты.

в)    (Не)стерпимая жара стояла почти всё лето.

Составьте предложение с прилагательным, которое с не пишется раздельно.

 

Имя числительное. Местоимение

1. Укажите группу слов, являющихся числительными:

а)    четырехместный, шестидневка, удвоить;

√б)   десятый, сто сорок семь, пятеро;

в)    весь, сама, каждый.

Приведите два примера количественных числительных.

2. Укажите словосочетание, в котором числительное пишется без мягкого знака:

√а)   пят..надцать человек;

б)    сем.. лет;

в)    пят..сот шестьдесят дней.

Запишите словами 8 ч 15 мин, используя разные способы.

3. Укажите группу словосочетаний с ошибками в склонении числительных:

а)    в тысячу девятьсотом году, с шестьмястами избирателями;

б)    семьюстами восемьюдесятью студентами, около полутора часов;

√в)   к двадцать второму января, до двухсот пятнадцати метров.

Запишите словами: к 658 прибавить 12.

4. Укажите разряд местоимений мой, наш, твой, ваш, свой:

а)    указательные;

б)    личные;

√в)   притяжательные.

Составьте и запишите предложение с вопросительным местоимением.

5. Укажите словосочетания с местоимениями, которые пишутся слитно:

а)    кто(то) из нас, что(либо) предпринять, чей(нибудь) совет;

√б)   (ни)чему не удивляюсь, (не)кого спросить;

в)    (не)(за)что благодарить, (ни)(с)кем не встретился. Вставьте пропущенные буквы.

Н.. из чего было приготовить обед. Ребенок не отвечал н.. на чьи вопросы. Н..кому не хотелось уходить.

6. Укажите предложение, в котором нет ошибки в употреблении местоимения или числительного:

а)    В ихнем доме часто гостили родственники из Киева.

б)    Обоими руками я схватился за руль.

√в)   Я повторял это тебе четыре раза.

Запишите предложения с ошибками в исправленном виде.

_________________________________________________________

* Использовано такое издание: Ю. Н. Тельпуховская «Русский язык. 6 класс. Комплексная зачетная тетрадь (для школ с украинским языком обучения). - Х.: Веста: Видавництво «Ранок», 2006.