Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология: общий курс. Учебное пособие для студентов высших заведений образования Украины

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

 

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел 2.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

2.1. Истоки социологического знания

 

Если подходить к социологического знания с всеобъемлющей исторической точки зрения, то зарождение интереса к социальной мысли можно проследить с давних времен. Люди с глубокой древности (в течение всей цивилизации) интересовались социальными проблемами, то есть вопросами: что представляет собой человек, в чем заключается смысл жизни, как прожить свою жизнь достойно, как рационально организовать совместную жизнь и труд.

Древнейшими позанауковими формами отражения и объяснения человеческого бытия были мифология и эпос. Как правило, в мифах история творится Богами. Характерным для мифов являются:

изображение действительности в той жизненной форме, через которую ее создатель воспринимал окружающий мир;

рассмотрение вопроса о происхождении человека, его физический и духовный мир (любовь, семья, судьба, происхождение огня, ремесел, искусств и т.п.);

преобладание в представлениях о действительности не рационального, а философского знания;

описание событий, имеющих обычно священный (сакральный) характер и происходят вне исторического времени и пространства.

Позже возникает эпос - более зрелая форма социального знания. Он имел два значения: как разновидность художественно-литературного творчества (рассказ, поэма и т.д.) и как героический эпос. У одних народов он возникает на поздних стадиях распада родового строя, в других - за условий рабовладельческих или феодальных отношений. Нам известны книжные эпопеи "Илиада" и "Одиссея" Гомера (ХІІ-VII вв. до н. э., Греция), "Махабхаратта" В'яса (вторая половина II тысячелетия до н. э., Индия); в течение веков имели место такие устные эпосы, как армянский героический эпос X вв. "Сасунці Давид" ("Давид Сасунський"). В Западной Европе героический эпос имел форму баллады, славянских народов - исторических песен и сказаний, югославских юношеских песен, украинских исторических песен и дум и т.д. Эпос существенно отличается от мифа:

в центре эпоса - человек герой, исторический или псевдоисторический персонаж;

эпос воссоздает картину народной жизни, его идеалы, моральные нормы, стремление;

в нем присутствует историческое время. Пространство развертывания действия эпоса - территория своего этноса и врагов;

общественные отношения в нем описываются такими, какими они были на самом деле на время создания эпоса, а не отражаются в перевернутом виде, как в мифе, где выдумка и фантазия существенно искажали реальную жизнь человека.

В процессе социально-исторического прогресса возникает философия как первоначальное санкретичне знания, постепенно происходит становление математики и естественных наук. Элементы механики, астрономии, математики развивались через практические потребности общества в связи с развитием земледелия, орошения, строительством складских сооружений, возрастанием роли городов, судостроения и судоходства, военного дела и т.д. Среди других причин появления математики и математических знаний были и потребности социального характера: учет скота, замеры количества зерна, вина, масла, расстояния, времени и т.д.

Математические знания были известны уже в 2000 г. до н. е., о чем свидетельствуют вавилонские клинописные математические тексты и стародавньоєгипетські папирусы. В Китае во II в. до н. э., как рассказывается в "Исторических записках" ("Ши дзи"), один из министров разделил империю на 10 провинций и велел исследовать качество почв, продуктов, уровень развития земледелия, подсчитать населения для рационального распределения налогов. Современная наука подтверждает факт проведения переписи населения царем Израиля Давидом около 973 г. до н. е., о котором также упоминается в Библии во второй книге "Царств". Перечень длился более девяти месяцев; результаты показали, что "израильтян было 800 000 мужей сильных, способных воевать, а іудеян - 500 000". Древнеримский царь Сервий Туллий (VI в. до н. есть.,) ввел в практику "цензы" ,- перепись граждан и их имущества с мстою определение социального, политического, военного и налогового статуса в обществе, а точнее - в государстве, которое уже рождалась.

Для познания социальных процессов античного общества Греции и Рима имеет значение розповідна история - историография, которая развивается параллельно с философией. Самым первым памятником исторической науки является знаменитая работа выдающегося ученого, "отца истории" Геродота "История", которая начинает интенсивное развитие науки об обществе.

В развитии исторического познания важную роль играет творчество выдающихся представителей исторической науки античной Греции Фукидида, Ксенофонта, Полибия, Плутарха, древнеримского историка Корнелия Тацита и др.

Заслуги представителей исторической науки Древнего мира заключается вот в чем:

они поставили вопрос о социальной факт, использования анализа документов, методы наблюдения, опроса, изучения фактов и условий, которые деформируют процесс достоверного отражения социальных явлений и искажают результаты познания:

они заложили первые принципы систематизации и классификации эмпирического материала. их отбора и обобщения и т.д.

Мыслители античного мира (Демокрит, Платон, Аристотель и др.) не рассматривали общество как особое образование, которое развивается по собственным законам. Для них общество выступало как объект, а не субъект. Поэтому общественная жизнь, история мислились как компонент космического бытия и его производная часть. Отсюда и попытки философов рассматривать общество, государство, индивидов в контексте общего целого. Историческая мысль также еще не поднялась до такого уровня анализа, она провінціально-воспринимала мир через призму своего этноса. Однако античная культура и наука создали мощный потенциал для дальнейшего развития познания природы и общества. Она заложила основы европейской цивилизации, от которых берут свое начало современные науки - право, политика, искусство, философия, социология и др.

Если социальные парадигмы рабовладельческого общества отражали зависимость человека от природы и государства - полиса, в мировоззрении выступало как фатум, судьба, жесткий детерминизм, то социальная парадигма средневековья включала в себя несколько новых принципов:

в мировоззренческом плане космологический фатализм меняется христианским провіденціалізмом;

в социально-историческом и политическом аспектах происходит переориентация мировоззрения с демоса, полиса, как субъекта, личность, как творческую силу в системе социальных отношений;

сочетание христианского провіденціалізму с земным субъективизмом уособилося в новом учении о свободе индивидуального выбора и личной ответственности за него перед высшим неземным судьей.

Эти представления о мире существенно повлияли на процесс перерастания рабовладельческих отношений в феодальные, потому что в своей основе он определялся не столько экономическими, сколько идеологическими факторами - христианством, которое с 325 г. стало государственной религией еще в рабовладельческой Римской империи.

Раннее средневековье, представленное таким мыслителем, как Аврелий Августин, прозванный Блаженным (354 - 430 гг.), характеризуется попыткой создать в христианской литературе общечеловеческую концепцию философии истории, опирающейся на принцип развития человечества на религиозных началах. В основу учения Августина о развитии истории человечества положено религиозное понимание истории, так называемый провіденціалізм, который рассматривает историю как проявление воли Божьей, согласно которой осуществляется заранее предусмотрена Божественная программа спасения человека и мира.

Найпоширеним мировоззрением XIII в. было учение Фомы Аквинского (1225 - 1274 гг.). В своих трудах он писал не только о философии, но и экономику, право, государство и общество, то есть все социальные институты, которые его образуют. Его учение было признано единственно истинным мировоззрением католицизма и таким провозглашается и по сей день.

Весомый вклад в развитие познания человека, общества, гуманистического просвещения, науки и культуры внесли представители средневекового, ренессансного гуманизма Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.), Франческо Петрарка (1304 - 1374 гг.), Леонардо Бруни (настоящее имя Арєтіно) (1370 - 1444 гг.), Лоренцо Валла (1407 - 1457 гг.) и др.

В центре их внимания были:

культурологические проблемы античности;

проблемы личности, механизмы взаимодействия между личностью и обществом;

общие проблемы общества, происхождения государства;

вопрос сближения эмпирического и положительного , чувственного и рационального в социальном познании.

Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социальную ориентацию на человека с его земными интересами, потребностями, ценностями. Он утверждал мысли о гармонии души и тела, о красоте и радость земной жизни вопреки христианской морали, которая пропагандировала низость человека и его земной жизни.

Важно отметить, что в ХVI - ХVII вв. параллельно с индивидуалистическими концепциями зарождается понимание значения общественной собственности и коллективистских принципов в социальной жизни и критикуются порядки, основанные на личном интересе, частной собственности и породжуваній ими социальной несправедливости. Появляются концепции утопического социализма, в основе которых лежат комунітарні принципы организации общества, основоположниками которых были англичанин Т. Мор (1478-1535 гг.) и итальянец Т. Кампанелла (1568-1639 гг.). В своих произведениях они проповедуют идеи социального равенства, братства и взаимопомощи, возможных на основе общественной собственности.

В эпоху позднего средневековья, в ряде европейских стран начинают формироваться элементы капиталистических отношений, основанных на товарном производстве. Товарное производство, торговые отношения между странами порождали потребность в точных расчетах, заставляли анализировать социальные явления в условиях первоначального накопления капитала с точки зрения их экономической целесообразности. Так, в Испании в 1575 г. впервые в Европе эпохи средневековья использовался вопросник с 357 вопросов для изучения социально-экономических явлений. На основе результатов опроса был составлен многотомный статистический сборник. В средневековой Европе изредка практиковали переписи населения, один из которых был проведен в 1338 г. в Венеции. Однако они имели узко-ограниченный утилитарный характер.

Относительно европейской науки позднего средневековья, то наряду с традиционными проблемами бытия постепенно формируются концепции социальной философии, государственного и частного права, пересматриваются религиозные доктрины происхождения общества и человека. Такая переориентация обусловлена потребностями молодой буржуазии в своей идеологии и государственности для защиты собственных интересов. Эти проблемы четко ставятся в творчестве выдающихся идеологов нового класса - итальянского мыслителя Пикколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.), французского социолога Жана Бодена (1530 - 1596 гг.), голландского политика Гуго Гроция (1538 - 1645 гг.) и др.

Следует подчеркнуть, что на пороге Нового времени выдающиеся мыслители, принадлежавшие к разным культурам или ареалов, прибегали к попытке изложить свои социальные взгляды в систематическом виде. Большую ценность имеет написанный в XIV в. арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном «Исторический прологомен», где представлена своего рода энциклопедия социальной жизни арабского мира.

Эпоха Новой истории характеризуется:

интенсивным развитием научной мысли. Раскрепощенная от теологии, она устремляется на поиски истины;

социальное познание становится на путь поисков естественных факторов развития общества;

постепенно распадается средневековая система ценностей и мировосприятия;

идея равенства людей перед Богом в идеологии молодой буржуазии трансформируется в идею равенства людей по природе своей и поисков причин их фактического неравенства в обществе;

буржуазия становится доминирующим, ведущим субъектом в системе общественных отношений, она уже реально правит государством или постоянно стремится к этому, верит в свое будущее и старается как можно больше знать об обществе и человеке, об их связи с природой;

• возникает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. Натурализм превращается в доминирующий принцип науки, в том числе и науки о человеке. Его господство во всех областях знания было связано с исключением сверхъестественного и чудесного.

В общественном знании натурализм ориентировал исследователей на выявление естественных и биологических детерминант социального, на поиски изначального "природы человека" и т. п., что нашло отражение прежде всего в таких известных концепциях, как теория "естественного человека", "естественного права", "естественной этики" и др. Известными теоретиками из этих вопросов были представители английской философии и социологии Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Джон Локк (1632 - 1704 гг.). их концепции происхождения общества можно расценивать как социологические теории, хотя социологии как науки в то время еще не существовало.

Яркими представителями европейской социальной науки XVIII в. французский просветитель, социолог Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и французский просветитель, философ, теоретик искусства, социолог Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.).

Ш. Л. Монтескье, автора "Персидских писем" (1721 г.), "Разведки о причинах величия и падения римлян" (1734 г.), "Духа законов" (1748 г.), вопреки распространенной традиции считать основоположником социологии О. Конта, есть достаточно веские основания называть первым социологом Нового времени. Действительно, Монтескье не выдвигал идею о социологию как отдельную науку в обществоведении, но он заложил новое направление в последнем, который в XIX в. получил название географической никогда в социологии.

О социологическую теорию общества Монтескье мы узнаем из его труда "Дух законов", над которой он работал почти 20 лет. Здесь критикуется теологическое понимание истории Августина и Фомы Аквінеького, обосновывается объективный характер законов развития природы и человеческой истории, подчеркивается взаимосвязь между природным и социальным.

Анализируя бытовые, культурные, нравственные, политические и другие особенности жизнедеятельности многих народов в разных климатических зонах земли, Монтескье пришел к выводу, что в основе всех различий лежат естественные факторы. Он анализирует влияние климата на производственную деятельность людей, политическую организацию общества, принципы государственного правления, на духовность, натуру и обычаи народа, рассматривает проблемы торговли, денег.

Автор географической школы в социологии одним из первых разработал последовательную теоретическую систему взглядов на историю, в которой усматривал объективные естественные, натуральные, а не мистические детерминанты общественного развития.

Жан Жак Руссо, автор трудов "Разведки о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755 г.), "Об общественном договоре или принципы политического права" (1762 г.) и др., видит главную причину социального неравенства в привилегиях, что имеет часть граждан. Общественный прогресс связывает с развитием человеческого разума, предполагает необратимость общественного прогресса.

Науку Нового времени особенно интересовали проблемы исторической закономерности развития общества, его механизмы и направления. Эти проблемы особенно актуализируются в XVIII в. и непосредственно связываются с развитием философии истории. В историко-социологическом отношении философию истории можно рассматривать как связывающее звено между философией и социологией, поскольку своим возникновением последняя обязана именно философии истории.

Термин "философия истории" впервые употребил француз Вольтер (псевдоним; настоящее имя и фамилия - Франсуа Мари Аруэ, 1694 - 1778 гг.) для обозначения общих размышлений и исследований человеческой истории и культуры без четкого определения их содержания. Анализ концепций философии истории свидетельствует, что ее главными задачами были исследования процесса возникновения человечества; раскрытие движущих сил истории и ее законов на основе эмпирических и обобщенных материалов истории и культуры народов; определение направления развития человечества в целом.

Особое место в истории социальной мысли заняли идеи итальянского мыслителя Джамбаттиста Вико (1668 - 1744 гг.), изложенные в первой систематизированной работы по социологии и культурной динамики «Основы новой науки об общественной природе наций» (1725 г.). Исследования Дж. Вико представляют сегодня большой научный интерес. В 1976 г. В Нью-Йорке состоялась конференция «Вико и современная научная мысль», посвященная 250-летию со дня выхода в свет названной труда. Несмотря на то, что источники концепции Вико прослеживаются как в трудах древних авторов, например, Аристотеля, так и более поздних - Ф. Бэкона (1561 - 1626 гг.), Н. Макиавелли, его теория была новым и важным вкладом в развитие общественной мысли. Вико, в частности, разрабатывает:

методологию и методику сравнительного исторического исследования;

теорию цикличности, которая позволила ему подняться до уровня выяснения характера процесса социально-исторического развития общества;

модель (схему) целостного познания социальных процессов, комплексного анализа политических, религиозных, хозяйственных, культурных, юридических и других устоев социальной жизни;

методологию, методику критического изучения документов, анализируя вопросы социальной и исторической психологии.

Итак, создав «новую науку», Крышку заглянул далеко вперед, поэтому не случайно его труды привлекают внимание все большего количества исследователей. Немало аспектов его концепции определили ведущие направления современной социологической науки, в частности идеи теории культуры, развитые в трудах М. Вебера, П.сорокина, Т. Тойнби и др. Не случайно П. Сорокин отмечает, что Дж. Веко заслуговує. быть в одном ряду с настоящими родителями социологии.

Весомый вклад в развитие философии истории внес французский социолог Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743 - 1794 гг.). В тюрьме, куда его бросили за активное участие во французской революции, он написал свою знаменитую работу "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" (1794 г.). Главной причиной исторического прогресса автор считает ум, знания, человеческие способности. Но он рассматривал разум не как индивидуальный интеллект, а как духовный уровень общества, как общественное сознание определенной эпохи. Следовательно, он не признавал роли выдающихся лиц как субъекта истории.

Найфундаментальнішими исследованиями философии истории считаются труда немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803 гг.). Свою концепцию всемирной истории как закономерного, единого, взаимосвязанного целостного процесса Гердер излагает в работе "Идеи к философии истории человечества" (1784-1792 гг.). Он рассматривает историю общества как закономерное продолжение развития природы. Земля - это часть космической системы, кузница органического мира. Человек самопороджується природой, является вершиной, венцом природы. Человечество - биологический вид, а законы его развития такие же естественны, как и законы природы. Поэтому основными элементами социального прогресса с внешние и внутренние факторы. Развитие способностей человека зависит от других людей, от общества в целом и его культуры.

Как отмечают специалисты, по своим содержанием, структурой и принципами приведена труд Гердера приближается к социологическим произведений А. Конта, Г.Спенсера и других и занимает "срединное" место между философией истории и социологией, первые наработки которой содержали в себе элементы философско-исторического анализа.

Еще один яркий представитель философии истории - немецкий философ Георг Вильгельм Гегель (1770 - 1831 гг.). Основные принципы философии истории он изложил в одноименной работе "Философия истории" (1837 г.). Гегель рассматривает историю как "прогресс духа в сознании свободы", где свобода является свободой духа мышления и интеллектуальной свободой личности. История - высшая сфера сравнению с природой, где абсолютный разум (дух) самопізнає себя. Люди считают, что в их жизни и деятельности существует случайность, на самом деле абсолютный дух детерминирует исторические случайности, подчиняя их своим целям. В целом же философия истории Гегеля в отличие от вышерассмотренных концепций не содержит социологического анализа истории общественных явлений, стоит в стороне теорий общественного прогресса Вико, Кондорсе, Гердера, которые предметом исследования брали общество и человека, а не абсолют, и в своих обобщениях выходили из социокультурных факторов.

В начале XIX в. философия истории теряет свое доминирующее положение в развитии общественного знания. Параллельно с ней происходит становление новых отраслей и направлений в развитии общественной науки. Заметным шагом вперед в развитии познания общества и его закономерностей был прогресс в экономических знаниях. В XVII в. появляется новая наука, названная классической политической экономией. Одним из первых й представителей, который показал, что не денежная политика, а производство является основой экономического и политического могущества государства, был английский ученый Уильям Петти (1623 - 1687 гг.). В работе "Политическая арифметика" (1683 г.) он видит источник богатства не в денежном обращении, а в производстве. В. Петти, А. Смит (1723 - 1790 гг.), Д. Рикардо (1772 - 1823 гг.) начали основы теории трудовой стоимости, раскрыли некоторые законы капиталистического производства, показали, что стоимость товара создается трудом производителя. Это было новое слово в науке об обществе и его экономику.

Впервые в истории науки наряду с экономическими закономерностями оказываются социальные. Наука исследует массовые социальные факты, между которыми математически точно констатируются постоянные взаимозависимости и связи. Математика находит широкое прикладное применение в сфере социальных исследований, которые стали основой формирования таких новых отраслей социального знания, как демография и социальная статистика. Кстати, впервые понятие "статистика" употреблено в лекциях немецкого ученого Германа Конрінга (1606 - 1682 гг.), в которых рассматриваются материалы о составе населения, экономические ресурсы государства и т.д.

Позже, немецкий ученый Готфрид Ахенваль (1749-1772 гг.) обосновывает предмет статистики и вводит это понятие в широкий обиход.

Особенно яркой фигурой в статистических исследованиях демографических процессов является немецкий армейский священник Иоганн Петер Зюссмільх (1707 - 1769 гг.), который на основе анализа и систематизации массового эмпирического материала открывает закономерности в соотношении новорожденных детей мужского и женского пола, соотношение мужчин и женщин в брачном возрасте, в постоянстве числа смертности как общей, так и по возрасту, в том числе и в результате убийства и самоубийства. Зюссмільх констатирует наличие постоянной большинства новорожденных над умершими.

В конце XVIII в. широкую огласку набирает искусственно сконструированное учение английского экономиста и священника Томаса Мальтуса (1766 - 1834 гг.). Оно является своеобразным синтезом теории, в которой переплелись элементы тогдашних представлений политэкономии, демографии и географического детерминизма. Идеи Мальтуса о постоянно растущие диспропорции между процессами роста населения и средствами существования человека, снижение плодородия земли, рост населения в геометрической, а средств существования, необходимых для физического выживания людей, в арифметической прогрессии, что якобы приводит к "абсолютного перенаселения", и другие позже были несколько скорректированы и дополнены исследователями в США, Англии, Франции и других странах и существуют под названием неомальтузіанство.

Важное место в европейской общественно-политической мысли занимали социологические идеи консерватизма, либерализма и утопического социализма. Социальные мыслители первой половины XIX в. стремятся в той или иной форме осмыслить результаты революционной ломки старого общественного строя и оценить тот общественный строй, который пришел на смену феодальному. Проблемы "революционной демократии", "индустриализма" и "капитализма" выступают ключевыми для всех без исключения выдающихся мыслителей данного периода. С некоторыми упрощениями интересные мысли по этому поводу можно сгруппировать по трем направлениям.

Первое направление объединяет те концепции, которые в той или иной форме выражают неприятие новых порядков и стремятся критиковать их с позиций прошлого. Чаще всего при этом речь идет о положительные стороны разрушенного Великой французской революцией "старого режима", идеализации феодально-дворянской старины и достаточно острое разоблачение негативных аспектов буржуазного общества. Данное направление общественно-политической мысли называют консерватизмом. Самыми влиятельными идеологами консерватизма были Е. Берк (1729- - 1787 гг.), Л. Бенальд (1754 - 1840 гг.), Ж. де Местр (1753 - 1821 гг.) и др. Они негативно относятся к революции как насильственного, грубого разрыва с традиционными устоями народной жизни, отстаивают принципы монархии, сословной иерархии, католической веры. Консерваторы критикуют абстрактно-рационалистические основы социальной философии Просвещения, принципы буржуазного права, воплощенные в "Декларации прав человека и гражданина" и последующих кодексах.

Ко второму направлению относится социальная философия либерализма, патриархом которого считают классика экономической науки А. Сміга, чья деятельность относится еще дореволюционной эпохе. Программные же принципы либерализма с учетом опыта Великой французской революции проработали И. Бейтам, Дж. Милль, Б. Констан. Конечно, либерализм, как и консерватизм, это не строго обоснованные теоретические системы, а скорее конгломераты взглядов, которые концентрируются вокруг таких ведущих идей, как индивидуализм и утилитаризм. Отстаивая ценности буржуазного активизма и рационализма, либералы защищают от консервативной критики идеологию Просвещения. Любую общественную институцию, как доказывает Бентам, следует оценивать прежде всего с точки зрения того, способствует ли она увеличению счастья людей, или она служит им на пользу. Идеология либерализма заложила основу теории социального действия, ставила вопрос о связи между социальными диспозициями личности и институциональными рамками социальной деятельности, а также о связи между отдельными социальными субсистемами. Не случайно позже "рыночная модель" была положена в основу новейших теорий общества - функціоналістської, теории социального обмена и др.

Синтез либерализма и консерватизма находим в социально-философской концепции французского мыслителя, социолога Алексиса де Токвиля (1805-1859 гг.), автора известных трудов "О демократии в Америке" (1835 г.) и "Старый порядок и революция" (1856 г.). Произведения Токвиля - это своего рода соціографія ранне-буржуазного общества. Он исходил из того, что люди создают общество уже самим фактом признания определенного обладателя или определенных законов. Общество существует лишь тогда, когда люди смотрят на вещи с одной точки зрения, то есть имеют общие взгляды. Токвиль получается из сравнения, а в какой-то степени и противопоставление общества "аристократического", которое олицетворяло в глазах социолога "старый режим", разрушен Великой французской революцией, и "демократического", которое является для него синонимом политического режима и в то же время всего общественного быта США, которые, по его мнению, показывают в этом отношении образец и перспективу для всего человечества.

Третья позиция связана также с критическим отношением к буржуазного строя, который утвердился в результате революционных событий, однако при этом и "старый порядок" становится объектом осуждения. Феодальном прошлом и буржуазном настоящему здесь противопоставляют будущий справедливый строй, который должен быть построен самими людьми. Это - позиция представителей утопического социализма, среди которых заметное место занимает французский мыслитель Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 - 1825 гг.), учитель и предшественник А. Конта, которого иногда называют "крестным отцом социологии". Он не только наметил основные контуры проекта "положительной" реорганизации научного знания, реализовать который выпало на долю Конта, но и высказал ряд глубоких идей относительно естественного устройства западноевропейских стран послереволюционной эпохи. Сен-сімонівська концепция "индустриального общества построена на принципе противопоставления трудящихся классов и классов "неработающих". С развитием индустрии, как предполагал Сен-Симон, должно возрастать значение организационно-управленческого фактора в общественной жизни. Идеалом общественного устройства он считал состояние, когда власть над людьми уступит место власти над вещами.

Специалисты отмечают, что консервативные, либеральные и социалистические направления в социальной мысли конца XVIII - начала XIX в. еще нельзя отнести к социологии в полном значении этого слова, прежде всего вследствие их откровенно "неакадемическое" характера и четко выраженной политической тенденциозности. Однако их представители нарушают немало проблем, которые позже попадают в круг интересов социологии. Это, прежде всего, вопрос о социальную природу и функции демократических институтов, специфику рыночных отношений, формы реорганизации общественных отношений, вопросы научной организации и управления социальной сферой.