Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 2. Инновационный менеджмент в системе управления организацией

 

2.3. Система классификации инноваций

 

Инновации не являются однородными, каждая из них имеет свои специфические качественные характеристики, определяющие степень влияния на хозяйственное развитие. Вследствие этого возникает необходимость классификации инноваций. Разные авторы экономической теории технологических изменений классифицировали их по разным признакам. Приведем некоторые из них.

Первую классификацию И предоставил. Шумпетер. Он отделяет 5 типов инноваций:

1) производство неизвестного потребителям нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами с которыми потребители недостаточно знакомы (продуктовая или товарная инновация);

2) внедрение нового средства производства, в основу которого не обязательно положено новое научное открытие, а может быть

применен новый подход к коммерческому использованию продукции (технологическая или процессная инновация);

3) освоение нового рынка сбыта товаров или услуг независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет (рыночная или сбытовая инновация);

4) привлечение новых источников сырья и полуфабрикатов, независимо от того, существовали эти источники раньше, нет (сырьевая инновация);

5) введение новых организаций и институциональных форм (организационная инновация), например, создание монопольного состояния или ослабление монопольного положения другого предприятия.

Кроме этих 5-ти типов инноваций некоторые ученые (Я. Ван Дайн, И. Мілендорфер, К. Перес-Перес и др.) предложили выделить инфраструктурную инновацию. Это инновации, которые имеют место в инфраструктурных отраслях: транспорте, связи, институциональных формах сочетание науки и производства, образовании, социальной политике и др. Суть данного вида инноваций заключается в том, что базовые инновации сегодня не могут существовать изолированно в определенном производстве. Они становятся возможными только тогда, когда соответствующие изменения претерпевают и сопутствующие инфраструктурные отрасли. Яркий пример этом - информационные технологии.

В зарубежных странах большинство инфраструктурных инноваций связано с программным обеспечением компьютеров и систем, с транспортными организационно-управленческими инновациями. Так, в процессе конкуренции ’Люфтганзы” с автотранспортом в Германии в салонах самолет создан компьютерные салоны с ИНТЕРНЕТ. Это дает возможность во время полета работать и поддерживать связь со своей фирмой.

Г.Менш разделял инновации по их функциями на “базовые”, “улучшающие” и “псевдоинновации”.

Базовые - это нововведения, которые обеспечивают создание новых отраслей промышленности и новых рынков.

Улучшающие - это радикальные совершенствование базовых существующих производств, они не затрагивают основную технологическую схему, но улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса в целях экономии определенных ресурсов.

Псевдоинновации - это нововведение, которые принципиально не изменяют технико-экономический уровень производства, то есть не является ни базовыми, ни улучшающими, они предусматривают изменения под влиянием краткосрочных колебаний потребительских требований.

Как пример, может быть приведен персональный компьютер (базовая инновация), заменил большую электронно-вычислительную технику при выполнении вычислительных работ. Совершенствование качественных характеристик персонального компьютера (інкрементальна продуктовая

инновация) - это увеличение объемов памяти, быстродействию и т.п. - то есть, переход к более современных моделей (от IBM-386 к ІВМ-486, а потом до Pentium и др.). Данная инновация - очищающая.

Использование персонального компьютера с периферией в качестве полиграфического оборудования для выполнения текстовых и печатных работ - это радикальная продуктовая инновация; что относится к базовым. В данном случае он заменяет печатную технику, постпечатное оборудование. Это своего рода переворот в организации полиграфического дела.

Переворотом на кинорынке было использование компьютерной техники для создания визуальных эффектов кіноефектів. а также компьютерных игр. Возникла новая отрасль кино, что конкурирует с художественным фильмом. С момента ее возникновения (в 1993 г. Джеймс Камерон вместе с партнерами создал фирму «Digital Domain», что разрабатывала для кинопроизводства специальные визуальные компьютерные эффекты) момента всемирного признания прошло только три года. Сейчас эта фирма известна как одна из ведущих в области визуальных эффектов, а также производства электронных и компьютерных игрушек. В ней работают более 350 хорошо оплачиваемых художников, дизайнеров, инженеров и техников. Данная инновация породила новую сферу деятельности, которой раньше вообще не было. Ее назвали «Cultural Products Industry» (смесь Голливуда и Силиконовой долины). Данная отрасль имеет большой успех у потребителей, большие перспективы развития. Это тоже базовая инновация, когда компьютерная техника используется в новом качестве.

Таким образом, одна базовая инновация вызвала к жизни пакет базовых инноваций, каждая из которых в дальнейшем совершенствуется, улучшается и приводит к новым базовых и улучшающих инноваций в различных отраслях экономики. Наблюдается процесс диффузии.