Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология

ЗАДАЧИ И ОТВЕТЫ

4. РАСТЕНИЯ

4.1. ОБЩИЕ ВОПРОС

4.1.1. Которые вы знаете единицы классификации растений?

Вид, род, семья, порядок, класс, отдел.

4.1.2. Дайте определение понятия "лес".

Лес - один из основных типов растительных сообществ, в которых преобладают древесные растения. В лесах выделяют такие основные ярусы: деревьев (1-2-й), кустарниковый (3-й), травяной (4-й), лишайниково-моховой (5-й).

4.1.3. Дайте определение понятия "степь".

Степ - один из основных типов растительных сообществ, в составе которого преобладают травянистые растения, приспособленные к условиям произрастания с недостаточным увлажнением. Степная зона - физико-географическая зона умеренного пояса. За последние 100 лет площади целинных степей намного уменьшились. В естественном состоянии в Украине степные участки сохранились лишь в нескольких заповедниках.

4.1.4. В чем заключаются основные различия между низшими и высшими растениями?

Существует условное разделение растений на низшие и высшие. Низшие растения - это разные отделы водорослей. Высшие растения - это отделы Мохообразные, Плауновидные, Хвощеподібні, Папоротникообразные, Голосеменные, Покрытосеменные. В отличие от низших, высшие растения - сложные дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде (за исключением немногих вторично-водных форм), с правильным чередованием двух поколений - полового (гаметофіту) и нестатевого (спорофіту). У низших растений нет настоящих тканей, тогда как в высших формируются различные типы тканей (образующие, покровные, проводящие, механические, основные) и органов (вегетативные и репродуктивные). Сейчас понятие "низшие растения" в основном историческое значение, поскольку грибы выделены в отдельное царство.

4.1.5. Что такое торф и как он образуется?

Торф - это отмершие частички стеблей мха сфагнума и некоторых других растений, которые не перегнивают под водой в кислой среде (которое соз-вращается за счет выделение мхом кислот) и в условиях недостатка кислорода.

4.1.6. Дайте определение понятия "флора".

Флора - совокупность видов растений, которые растут на определенной территории (например, флора Карпат, Крыма, Украины и т.д.).

4.1.7. Дайте определение понятия "растительность".

Растительность - совокупность растительных сообществ, которые присущи определенной территории (например, растительность Степной зоны, растительность Лесостепи).

4.1.8. Что такое "цветение" воды? Какие организмы его обусловливают?

"Цветение" воды - это явление, обусловленное массовым развитием в водоемах водорослей или цианобактерий. "Цветение", вызванное цианобактерями, чрезвычайно вредно, ибо они выделяют в воду токсичные вещества. "Цветение", вызванное массовым развитием зеленых водорослей, наоборот, полезно, потому что зеленые водоросли не токсичны и являются хорошим кормом для молодежи рыб, а также обогащают воду кислородом.

4.1.9. Как происходит процесс испарения воды растениями?

Испарения воды растениями (процесс транспирации) происходит всей поверхностью растения, а особенно интенсивно - через устьица, которые расположены в кожуре (эпидермисе) листков. Вода по межклетниках попадает в устьиц и через щели продихові испаряется в атмосферу. Деятельность устьиц (закрывания и открывания продиховои щели) регулирует интенсивность испарения.

4.1.10. Какое значение для растений имеет разрыхление грунта?

Разрыхление фунту - агротехнический прием, который способствует лучшему на-дходженню к корням растений кислорода и растворов солей, сохранению влаги в фунте. В результате разрыхления и окучивание почвы в многих растений интенсивно образуются дополнительные корни (например, помидоров) или подземные побеги (картофель), что, в свою очередь, повышает урожайность.

4.1.11. Охарактеризуйте человека, как фактор живой природы и ее влияние на изменение растительного покрова.

Человек и его хозяйственная деятельность - мощный фактор воздействия на природную среду. В процессе исторического развития биосферы человечество достигло такого уровня развития, что оказывает решающее влияние на ход всех природных процессов. Растительный покров Земли изменяется главным образом в результате распашки почв, вырубка лесов (особенно тропических), мелиорации земель и т.д. На месте нарушенных природных типов растительности созданы огромные площади сельскохозяйственных культур. Группу экологических факторов, вызванных деятельностью человека, называют антропогенными.

4.1.12. Которые организмы являются основными продуцентами биомассы и кислорода в морях и океанах: зоопланктон; морские планктонные водоросли (фитопланктон); бентос; высшие водные растения?

Основными продуцентами биомассы и кислорода в морях и океанах являются морские планктонные водоросли (фитопланктон), а также водоросли, которые входят в состав бентоса.

4.1.13. Которые преимущества семенного размножения растений перед размножением спорами?

Семя содержит уже сформирован зародыш и, как правило, имеет значительный запас питательных веществ. Поэтому при прорастании семени проросток более самостоятельный и устойчивый к колебаниям внешних условий, по сравнению с высшими споровими растениями. При образовании зиготы происходит перекомбинация аллельных генов, что повышает наследственную изменчивость. Семена могут иметь определенные приспособления к распространению (например, крыловидно вырасти семена сосны).

4.1.14. Что такое низшие растения?

Низшие растения - группа отделов растений, что объединяет как одно-, так и многоклеточные организмы, для которых характерно отсутствие дифференциации вегетативного тела на органы (корень и побег); оно представлено сланню. Кроме того, у низших растений нет сформированных тканей. К низшим растениям относятся различные отделы водорослей (зеленые, диатомовые т.д.).

4.1.15. Что такое высшие растения?

До высших растений относятся отделы Мохообразные, Хвощеподібні, Плаунообразные, Папоротникообразные, Голосеменные и Покрытосеменные. Для них характерно расчленение тела на органы (стебель, побег и др.), они имеют довольно сложное анатомическое строение и хорошо сформированные ткани, в частности ведущую. У растений этой группы наблюдается четкое чередование полового и нестатевого поколения; репродуктивные органы многоклеточные.

4.1.16. Которые с приведенных групп растений относят к низших растений: водоросли; мхи, папоротники; голосеменные; цветочные; грибы?

Водоросли: зеленые, бурые, красные, диатомовые и др.

4.1.17. Которые с приведенных растений принадлежат к низшим: спирогира; капуста; сосна; хламідомонада; кукушкин лен; ламинария?

Спирогира; хламідомонада; ламинария.

4.1.18. Можно выращивать растения без почвы? Как именно?

Выращивать растения без почвы можно с помощью методов водных (гидропоники) и воздушных (аеропоніки) культур. В первом случае корни растений погружены в водный раствор, во втором - корни находятся в воздухе и опрыскивается раствором, который имеет полный набор необходимых элементов питания.

4.1.19. Что такое "Красная книга Украины"?

"Красная книга Украины" - основной документ, в котором обобщены материалы о современное состояние редких и исчезающих видов растений и животных. Это список видов, которым больше всего угрожает исчезновение в связи с особенностями хозяйствования, нерациональным использованием окружающей среды человеком и изменением экологических условий. К "Красную книгу Украины" занесены более 540 видов растений и грибов. Это практически все обходные, ковыль, лесная лилия, пион крымский, тюльпан двоквитковий т.д.

4.1.20. Почему массовое цветение некоторых видов растений в широколистяному лесу можно наблюдать только ранней весной?

Цветение многих видов травянистых растений широколиственного леса происходит до полного распускания листьев на деревьях, поскольку условия, что создаются позже (высокие затененность и влажность, недостаточное прогревание травянистых ярусов леса солнцем) способствуют деятельности насекомых - опылителей, а голые безлистные ветви не мешают опылению растений с помощью ветра.

4.1.21. Наведите характерные признаки комахозапильних растений.

Признаки комахозапильних растений: яркий венчик или соцветия, тычинки скрыты внутри околоцветника, наличие нектара и запаха, шероховатый или клейкий пыльцу.

4.1.22. Наведите примеры приспособлений, связанных с распространением плодов и семян.

Ветром распространяются: плоды тополя, покрытые пушистыми волосками; плоды одуванчика, имеют парашютики; плоды клена, березы с крыловидными выростами. Водой распространяются: плоды и семена водных, а также прибрежных (например, кокосовой пальмы) растений. Животные и человек распространяют плоды и семена с цепкими крючками (череды, лопуха). Птицы распространяют плоды растений с сочными плодами (рябины, бузины, черемухи). Разбрасывают семена при растрескивании плодов представители семейств бобовых, крестоцветных. Огурец-пирскач при созревании "выстреливает" семена.

4.1.23. Наведите примеры приспособлений к распространению пыльцы и спор.

Пыльца и споры малого размера, поэтому легко разносятся ветром, водой. В некоторых голосеменных (хвойных) пыльца имеет воздушные мешки. Распространению пыльцы растений комахозапильних способствует неровная поверхность и липкость, за счет чего он прилипает к телу насекомых.

4.1.24. Чем отличается мутуализм от паразитизма? (На примере лишайника и головни).

В тело лишайника составленное двумя организмами - грибом и водорослью, которые живут в мутуалістичних отношениях, то есть приносят пользу друг другу. Паразитический гриб (головня) существует за счет питательных веществ тела хозяина и наносит ему вред.

4.1.25. Какие органы растительного организма является в большинстве мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных?

У большинства мхов есть побеги и репродуктивные органы, а у папоротников и голосеменных имеются также и корне.

4.1.26. Какие растения играют значительную роль в образовании торфа? Как происходит этот процесс.

Значительную роль в образовании торфа играют сфагновые мхи, а также другие болотные растения. Торф - это отмершие остатки растений, не полностью разлагаются за недостатка кислорода и кислая среда.

4.1.27. Известно, что сфагнум вместе с другими видами растений участвует в образовании торфа. Которое еще значение сфагнума в хозяйстве?

Сфагнум при необходимости можно использовать в медицине и ветеринарии: он имеет всасывая и бактерицидными свойствами и может

использоваться как перевязочный материал.

4.1.28. Какие общие и отличные способы опыления у цветковых и хвойных растений?

Общим способом опыление у цветковых и хвойных является вітрозапилення, другие способы опыления (по участием птиц, насекомых и др.) не свойственные хвойным.

4.1.29. Какая разница между размножением спорами и семенами?

Разница заключается в потому, что из споры вырастает гаплоидный гаметофіт (половое поколение, которое продуцирует гаметы), а из семени - диплоидный проросток (неполовое поколения - спорофит).

4.1.30. Чем отличаются понятия "флора" и "растительность"?

Флора - это совокупность видов растений, которые растут на определенной территории, растительность - совокупность растительных сообществ, образующих характерный растительный покров данной территории.

4.1.31. Наведите примеры растений, которые являются индикаторами состояния почвы.

Индикаторные растения - это растения, которым свойственна резко выраженная приспособленность к определенным условий окружающей среды и которые являются выразителями этих условий. Некоторые растения являются показателями состояния почвы. Так, щавель, хвощ, дикая редька свидетельствуют о кислую реакцию почвы, а дуб, акация, шиповник - о нейтральной.

4.1.32. Почему одноклеточные организмы такие, например, как водоросль хлорелла и дрожжи, способные образовать значительно большую биомассу, чем макроскопические организмы? Ответ обоснуйте.

Одноклеточные микроскопические организмы имеют больше соотношение между площадью поверхности клетки и ее объемом, поэтому процесс накопления органического вещества проходит у них более эффективно.

4.1.33. Почему, по вашему мнению, межвидовое скрещивание растений в природе не получило значительного распространения?

Міжвидовому скрещиванию растений в природе препятствуют две основные группы факторов: 1) вегетативная изоляция (специфичность местообитаний различных видов); 2) репродуктивная изоляция (сезонность в цветении, специфичность опылителей, разная морфология единиц опыления, межвидовой несовместимости при опылении и оплодотворении: пыльца не прорастает на приймочці, пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, несовместимость гамет).

4.1.34. Объясните, в чем заключается значение автогамії (самоопыление).

Автогамія (самоопыление) может быть предпосылкой для успешных миграций растений на большие расстояния. Это объясняется тем, что единичные особи, удаленные от исходных популяций так, что обратный генетическая связь невозможен, могут размножаться на новой территории семенами только с помощью самоопыления.

4.1.35. Которое значение имеет автогамія для образования новых видов растений?

В изолированных популяциях генетический эффект автогамії (самоопыление) заключается в увеличении гомозиготности и может привести к расщеплению вида на несколько новых.

4.1.36. Есть преимущества вегетативного размножения растений (культурных) по сравнению с семенным?

При вегетативном размножении культурных растений (черенкование, размножение отводками и т.д.) сохраняется желаемый набор наследственных признаков.

4.1.37. Апоміксис (образование семян без оплодотворения) имеет такие же генетические последствия, как и вегетативное размножение. Имеет апоміксис какие-то преимущества по сравнению с обычным половым размножением?

В случае апоміксису образуется семя, которое сохраняет генотип предков без его изменений вследствие рекомбинируем при скрещивании.

4.1.38. Которые ароморфози происходили в процессе эволюции растений и их роль в формировании растительного мира Земли?

Важнейшими ароморфозами в эволюции растений были такие: возникновение багатоклітинності, дифференциация тканей, органов, образования семян цветка и плодов у цветковых растений. Это привело к господству цветочных в растительном покрове Земли.

4.1.39. Докажите, что экологические условия, прежде всего свет и влага, обусловливают видоизменения вегетативных органов.

Абиотические факторы (факторы неживой природы), в том числе свет и влага, непосредственно влияют на рост и развитие растений. Особенно существенные изменения могут наступить при избытка или недостатка света и влаги. Так, в широколистяному лесу образуется значительное количество удлиненных побегов у растений нижних ярусов (лещины, бузины, калины). У растений переувлажненных мест роста формируется корневая система поверхностного типа или ее видоизменения (в эпифитов, мангровых растений). А у растений сухих местообитаний (пустынь) наблюдается редукция, видоизменение, листьев, например, у кактусов. Можно привести множество других примеров, подтверждают влияние экологических условий на формирование видоизменений вегетативных органов у растений.

4.1.40. Которые особенности строения растительной клетки по сравнению с клетками животных и грибов?

Растительная клетка, в отличие от животной клетки и клетки грибов, способна к фотосинтезу, имеет хлоропласты, клеточную стенку, в состав которой входит целлюлоза и пектин. Кроме того, в отличие от животной, растительная клетка не способна к фагоцитозу, имеет вакуоли с клеточным соком, часто лишена центріолей, а в отличие от грибной - запасает крахмал, а не гликоген.

4.1.41. Какие типы симметрии характерны для различных органов цветковых растений? Приведите примеры.

Радиальную симметрию имеют стебли многих растений и много цветков (например, мака, яблонь, картофеля), а білатеріальну, или двусторонней, - листья, некоторые цветы (фиалка, горох, шалфей), заростки папоротников.

4.1.42. Охарактеризуйте особенности чередования поколений (гаметофіт, спорофит; диплоидные, гаплоидные) с различных отделах высших растений.

У мхов доминирует гаметофіт над спорофітом. В плаунообразные, хвощеподібних и папоротникообразных оба поколения независимые друг от друга, а преобладает спорофит. В семенных растений гаметофіт редуцирован. Гаметофіту высших растений гаплоидный, а спорофит - диплоидный.

4.1.43. Которые главные признаки лежат в основе деления цветковых растений на классы, семьи?

В основу разделения цветочных растений на семьи положены особенности строения цветков, соцветий, плодов. В основе деления цветковых растений на классы лежат особенности строения семена (количество семядолей), строение цветков, жилкование листьев, особенности строения стебля, корневой системы.

4.1.44. Что такое редкие растения и какие причины обусловливают их исчезновения? Какие меры способствуют сохранению редких и исчезающих растений?

Некоторые виды растений попадают в разряд редких по мере исчезновения (под влиянием различных факторов) тех специфических условий, в которых эти виды приспособлены. Так, на территориях сплошь распаханных степей редкими становятся ранее довольно распространенные виды ковыля, горицвета и др. Перехода видов в разряд редких способствует чрезмерного выпаса, интенсивное сенокошение, вытаптывание и чрезмерный сбор, например, лекарственных и декоративных видов. Основные мероприятия по сохранению таких видов - уменьшение интенсивности эксплуатации угодий, заповедание территорий, заказников, искусственное поддержание популяций редких видов, размножение этих видов в культуре.

4.1.45. Известно, что эволюция цветка связана с эволюцией способов опыления. Докажите это, приведите примеры приспособлений цветка к агентам опыления.

Строение цветка многих видов растений удивительно приспособлена к определенным агентов опыления. Так, вітрозапильні цветки, как правило, мелкие, в соответствии с редуцированной околоцветником, или без нее, что способствует такому способу опыления. Много таких растений цветут до появления листьев, которые также мешали бы вітрозапиленню. Насекомоопыляемые же цветка и их соцветия хорошо заметны, яркие, имеют привлекающий для насекомых аромат и нектар. У многих из них есть специальные приспособления, предотвращающие преждевременное высыхание нектара (специальные выросты - шпоры - у таких видов, как хохлатка, ленок, львиный зев). Части цветка могут быть приспособлены как посадочные площадки для насекомых - опылителей (орхидные), есть также целый ряд приспособлений к более эффективного прилипания пыльцы к телу насекомого (например, шалфей, петушки) и его целенаправленной доставки на приймочку.

4.1.46. Известно, что некоторые виды растений способны к интенсивному вегетативному размножению. Объясните, почему в изолированных популяциях таких видов не образуется семян.

Это явление может быть обусловлено тем, что все растения такой популяции генетически однородны, и если для этого вида характерна же-несовместимость (пыльца данной особи не прорастает на приймочках цветков этого же лица), то семена образовываться не будет.

4.1.47. Чем объясняется распространение некоторых степных растений в лесной зоне? Приведите примеры.

Распространение некоторых степных растений (ковыли, шафрана) в лесной зоне объясняется наличием местообитаний, условия которых удовлетворяют эти растения. Это сухие открытые склоны, сухие луга с низким уровнем грунтовых вод и т.д.

4.1.48. Чем объясняется распространение некоторых лесных растений в зоне степей? Приведите примеры.

Распространение некоторых типичных лесных растений (подснежников, чистяка, кочки) в степной зоне объясняется наличием местообитаний с соответствующими экологическими условиями: байрачные леса, балки с кустарниковой растительностью и т.д.

4.1.49. Известно, что "цветение" воды - явление аномальное и в нормальных природных условиях, как правило, не происходит. Обоснуйте, чем оно обусловлено, когда наступает и которые его негативные и позитивные последствия.

"Цветение" воды вызывают цианобактерии или зеленые водоросли преимущественно в летние месяцы при наличии в воде достаточного количества азота, фосфора, калия. "Цветение", обусловлено цианобактерями, чрезвычайно вредно, потому что эти прокариоты выделяют в воду токсины. "Цветение", вызвано зелеными водорослями, наоборот, явление положительное: зеленые водоросли питаются зоопланктоном и рыбами, токсинов не выделяют, обогащают воду на кислород.

4.1.50. Объясните, почему популяции межвидовых гибридов растений в естественных условиях не устойчивы.

Неустойчивость многих межвидовых гибридов растений в естественных условиях объясняется низкой жизнеспособностью гибридов, а также статистическим эффектом обратного скрещивания. Пока гибридная популяция составляет меньшинство по сравнению с родительскими популяциями и пока не происходит "ошибок" при запылении или оплодотворении, то такие гибриды скорее всего будут снова скрещиваться с родительскими особями, а не самозапилюватись. Таким образом, гибридный генотип очень быстро разбавляется генами родительской популяции.

4.1.51. Которое биологическое значение испарения воды растениями?

Благодаря испарение воды листьями возникает всисна сила, обеспечивающая движение воды от корней до листьев с растворенными в ней веществами. Испарение также предотвращает перегрев растения.

4.1.52. Как зависит интенсивность испарения от условий внешней среды?

Чем выше относительная влажность воздуха, тем меньше интенсивность испарения (транспирации"). При суховеи, высокой температуре воздуха и уменьшается относительная влажность и увеличивается интенсивность испарения.

4.1.53. Чем отличаются процессы аэробного дыхания и фотосинтеза?

Процесс фотосинтеза происходит только на свету с использованием солнечной энергии и сопровождается поглощением углекислого газа, преобразованием неорганических веществ в органические и выделением кислорода. Процесс дыхания не зависит от освещение. При дыхании происходит распад органических веществ, используется большое количество кислорода, высвобождается энергия и выделяется углекислый газ.

4.1.54. Как происходит смена одних растительных сообществ другими?

В природе смена одних растительных сообществ другими происходит постепенно, эволюционным путем. Однако существенное влияние на изменение растительных сообществ имеют факторы окружающей среды, прежде всего человек и его хозяйственная деятельность.

4.1.55. В чем суть сезонности развития растений?

В жизни растений, как и других живых организмов, наблюдается чередование периодов активного роста и развития с периодами относительного покоя. Сезонность в развитии растений связана с активизацией или затуханием физиологически обусловленных жизненных процессов... Так, весной, с наступлением теплого периода, после зимнего покоя растения интенсивно развиваются, цветут. Затем наступает период плодоношения. После вызревание плодов жизненные процессы постепенно затухают. Растение вступает в период относительного покоя. Таким образом, годовой цикл растения замыкается.

4.1.56. Что такое ярусность растительного группировки?

Растения в природных группировках размещены ярусами. Верхний ярус составляют растения наиболее светолюбивы, нижние - наиболее тиневитривала.

4.1.57. Как растения влияют на окружающую среду?

Растения изменяют состав воздуха: увлажняют его, поглощают СО2 и выделяют 02, а также изменяют состав фунту благодаря ежегодному накоплению лиственного опада и отмершей массы корней, обогащают его на органические вещества.

4.1.58 Какова роль воды в жизни растений?

Вода входит в состав цитоплазмы и клеточного сока. Без воды невозможно движение питательных веществ по органам растений, не происходит фотосинтез и другие биохимические процессы в клетках.

4.1.59 Что такое подкормка растений? Для чего оно нужно?

Внесение удобрений во время роста растения называют подпиткой. Оно нужно для улучшения роста и повышения урожайности. Проводят его в разные сроки и разными способами.

4.1.60. Какие растения называют теплолюбивыми?

Растения, которые живут и нормально развиваются в тропических и субтропических зонах, относящихся к теплолюбивых. Это пальмы, кактусы и т.д.

4.1.61. Что такое холодостойкость растений? Приведите примеры холодостойких растений.

Холодостойкость - это способность растений без ущерба для их развития выдерживать воздействие пониженных температур. К таким растениям относятся озимая пшеница, ячмень, овес, лен и др.

4.1.62. Что такое минеральные удобрения? Дайте определение и приведите примеры.

Минеральные удобрения - это неорганические соединения, содержащие отдельные життєнеобхідні для растения химические элементы (азот, фосфор, калий). К минеральным удобрениям относятся азотные (мочевина, селитра), фосфорные (суперфосфат), калийные (хлорид калия).

4.1.63. Какова роль света в жизни растений?

Свет обеспечивает процесс фотосинтеза, что необходимо для нормального процесса цветения и плодоношение.

4.1.64. Что такое факторы неживой природы? Какова их роль в жизни растений?

Свет, влажность, температура вместе с комплексом фунтовых и ландшафтных условий места рост в значительной степени влияют на рост и развитие растений. Отсутствие или чрезмерное воздействие даже одного из этих факторов подавляет или вовсе прекращает развитие растения (лимитирующая действие абиотических факторов).

4.1.65. Что такое органические удобрения? Приведите примеры.

Это отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной), отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет).

4.1.66. Которое значение зеленых растений в природе?

Зеленые растения продуцируют биомассу, поглощают С02 и выделяют кислород в процессе фотосинтеза, создают разнообразные экологические условия для обитания других живых организмов, предопределяют ландшафтное разнообразие Земли.

4.1.67. Что изучает ботаника?

Ботаника изучает разнообразие растений, их внутреннее и внешнее строение, растительные группировки, их распространение по поверхности земного шара, размножение и развитие и т.д.