Примеры решения Задач
Для решения задач 1 и 2 необходимо знать:
• схему рыночного кругооборота:
• соотношение между товарной и денежной массой описывается формулой Фишера
M •
V =
P •
Q,
где
М - денежная масса в обращении;
V - количество оборотов денежной единицы;
Р - средний уровень цен;
Q - объем производства товаров и услуг.
Задача 1
На схеме кругооборота смешанной экономики показать такие потоки, рыночные объекты и субъекты:
1) частное кафе заплатило за телефонные разговоры;
2) пенсионер заплатил за телефонные разговоры;
3) акционерное предприятие получило прибыль;
4) бывший работник частного предприятия получил пенсию;
5) семья Петренко;
6) Сидоренко получил образование;
7) деньги;
8) нефть.
Ответ: 1) расходы фирмы; 2) затраты потребителя; 3) выручка фирмы; 4) трансферты; 5) домашнее хозяйство; 6) услуга, которую получило домашнее хозяйство; 7) товар; 8) ресурс.
Задача 2
В обществе произошли следующие изменения: количество оборотов денежной единицы снизилась с 7 до 5; эмиссия составила 5 %. Как должен измениться объем производства, чтобы цены на товары и услуги остались без изменений?
Решение
Используем формулу Фишера; изменения анализируем индексным методом:
;
,
то есть произойдет эмиссия денег;
;
ИР = 1 - цены должны оставаться неизменными;
.
Объем производства должен сократиться на(1 - 0,735) • 100 = 26,5 %.
Рынок и его основные функции
Рынок - саморегулирующаяся система организации экономики, основанная на встречном интересе покупателя и продавца, их склонности к обмену, стремлении к личной выгоде, а также на механизме ценовых сигналов.
Основными условиями функционирования рынка являются:
• частная собственность;
• свобода выбора и предпринимательства;
• личный интерес;
• конкуренция;
• свободное ценообразование;
• ограниченная роль правительства.
Рынок, как и любая другая экономическая система, решает три основные, или фундаментальные проблемы: что производить? как производить? для кого производить?
Что производить? - на этот вопрос могут ответить только потребители фактом уплаты собственными деньгами за созданные товары. Оплатив цену товаров, потребители возмещают тем самым затраты ресурсов и подтверждают целесообразность технологического выбора.
Как производить? - вопрос решается путем риска и предпринимательского выбора. Конкуренция среди производителей требует обеспечения:
• массового выпуска продукции;
• снижение затрат на единицу продукции;
• эффективности технологий;
• совершенствование потребительских свойств изделий.
Для кого производить? - ответ на этот вопрос зависит от желаний и возможностей потребителей купить товары для тех, кто способен заплатить постоянную цену.
К важнейшим
функциям рынка относятся:
1) функция
саморегулирования товарного производства: эффективный механизм спроса и предложения, затрат и выгод решает проблему ограниченности ресурсов, отвечая на вопросы: что, как и для кого производить;
2)
посредническая функция: именно через рынок осуществляется связь между потребителями и производителями;
3)
ценообразующая функция: рынок соизмеряет затраты и результаты, осуществляет общественное признание расходов;
4)
информационная функция: через цены, процентные ставки на кредит подается информация о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг;
5) функция
санации: рынок стимулирует предпринимательство, эффективность, прогресс, но «вымывает» неконкурентоспособные предприятия, «свертывает» устаревшее производство.
Рынок имеет сложную структуру. Примером может быть распределение его по различным признакам. По экономическому, функциональному назначению объектов рынок делится на рынки благ и услуг, средств производства, ценных бумаг, рабочей силы, научно-технических разработок, валюты, земли. По пространственной, территориальному признаку - на региональный, национальный, мировой. По состоянию конкурентной среды на рынке совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии. По юридическому признаку различают легальный рынок и нелегальный (теневой» и «черный»). По видам субъектов рыночных отношений выделяют оптовый рынок, розничный рынок и рынок госзакупок сельскохозяйственной продукции.
Рынок - одна из эффективных экономических систем; сформировать его можно разными путями. Условно выделяют три модели формирования рынка.
1)
Классическая модель - формирование рынка естественным путем, снизу, от предпринимателя. Характерна, например, для Англии, Франции, США. Положительной чертой модели является постепенность, естественность, отрицательной - продолжительность, наличие крупных экстенсивных возможностей.
2) Модель
государственного формирования, то есть инициатором и организатором формирования рынка выступает государство. Свойственна, например, Италии, Германии, Японии, странам СНГ. Положительные черты модели: скорость формирования, возможности концентрации и централизации ресурсов для достижения экономических целей. Отрицательные черты: сильная зависимость от государственной политики, а значит, и трудности в формировании полноценного предпринимателя.
3)
Экспортная модель, характерная для развивающихся стран (Тайвань, Ґонконґ, Южная Корея). Благодаря валютным инвестициям формируется комплексный рынок, что от самого начала вписывается в мировой рынок. Естественно, что формирование такой модели связано с риском.