|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА На этом уроке учителю необходимо обобщить изученный материал по теме: «Электрическое поле». Необходимо отметить, что электрические взаимодействия играют исключительную роль в строении атома и образовании молекул. Они проявляют себя и в механике «под видом» уже знакомых нам силы упругости и силы трения. Можно рассказать о долгом пути, пройденном учеными, которые изучали природу электричества - от электрона-янтаря до электрона-частицы. Формированию понимания этой темы в наибольшей степени способствует решению качественных и расчетных задач. Необходимо тщательно подбирать задачи и продумывать методику работы с ними. Особое внимание следует уделить осознанию учащимися всех этапов работы с задачами - только это может вызвать у них интерес к решению задач и, как следствие, будет способствовать успехам и трансформации «негативного имиджа» задач на «позитивный». Желательно составлять задачи так, чтобы правильность полученных числовых значений ученик мог оценить, опираясь на здравый смысл и жизненный опыт, а не только сравнивая их с «правильными» ответами в конце учебника или задачника. С первой изученной темы в курсе физики учащихся нужно готовить к итогового тематического оценивания. Тематическое оценивание учащихся можно осуществлять разными способами: 1) письменная контрольная работа; 2) устный фронтальный итоговый зачет; 3) письменный тематический зачет; 4) тестирование. Шаблон во время контроля знаний недопустим. Нужно проверять не только запоминания, но и глубокое осмысление учебного материала. С целью постепенной подготовки к проверке знаний в форме тестов на уроке обобщения изученного материала учащимся можно предложить набор тестов с одним правильным ответом. Эти тесты предназначены для подготовки к самостоятельной работе и предлагаются всему классу для обсуждения без оценивания. Такое использование тестов дает возможность осуществлять оперативную обратную связь и оценивать уровень готовности учащихся к данной работе. Вариант правильного ответа (А, Б, В или Г) учащиеся могут показывать, поднимая, например, 1, 2, 3 или 4 пальца. При этом работает весь класс, и никто не чувствует страха получить плохую оценку. Рассмотрим несколько примеров таких задач.
Тренировочные тесты 1. Электроскоп заряжен положительно.
А Если к шару электроскопа приближать положительный заряд, то угол отклонения стрелки электроскопа уменьшится. Если бы к шару электроскопа приближать отрицательный заряд, то угол отклонения стрелки электроскопа увеличится. В Если к шару электроскопа приближать ладонь руки, то угол отклонения стрелки электроскопа уменьшится. Г Если к шару электроскопа приближать ладонь руки, то угол отклонения стрелки электроскопа уменьшится. 2. От водяной капли, что имеет электрический заряд +q, отделилась капля с электрическим зарядом -q.
А Электрический заряд части капли, оставшейся стал равным нулю. Бы Электрический заряд части капли, что осталась, равна +2q. В Результате электрического взаимодействия капель они отталкиваются. Г Электрический заряд части капли, что осталась, равен +q. 3. Вокруг наэлектризованной ебонітової палочки существует электрическое поле. Какое свойство имеет?
А Оно передает электрический заряд. Бы Оно передает электрическое взаимодействие. В Его создают только положительно заряженные частицы. Г Его создают только отрицательно заряженные частицы. 4. К маленькой бузиновой шарику поднесена потертая о шелк стеклянная палочка (см. рисунок).
А Если приблизить палочку к шарику, то сила, действующая на шарик со стороны палочки, уменьшится. Бы Шарик и палочка взаимодействуют благодаря электрическому полю. В Шарик может быть заряжена положительно. Г Если убрать палочку от шарика на определенное расстояние, то сила, действующая на шарик со стороны палочки, не изменится.
Решение качественных и расчетных задач 1. Прикоснувшись положительно заряженной стеклянной палочкой до стального шарика, мы передаем ей положительный заряд. Элементарные частицы и куда при этом перемещаются? 2. Если поднести на нитке заряженную станіолеву гильзу к незаряженной, то они сначала притянутся друг к другу, а после столкновения будут отталкиваться. Объясните данное явление. 3. Сколько электронов надо «перенести» с одной пылинки на другую, чтобы сила кулоновского притяжения между порошинами на расстоянии 1 см равна 10 мкН? (Ответ: 2,1·109.) 4. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза? 5. Как зарядить две металлические шарики одинаковыми по модулю, но разными по знаку зарядами?
В конце урока можно предложить учащимся решить по одной задаче из самостоятельных работ № 1 и № 2. (Из книги: Кирик Л. А. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольное работы. - Харьков: Гимназия, 2009.)
|
|