Физика
Уроки Физики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ФИЗИКИ
9 класс

1-й семестр

 

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

1. Электрическое поле

Урок 6/6

Тема. Обобщающий урок по теме «Электрическое поле»

 

Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Электрическое поле».

Тип урока: урок закрепления знаний.

План урока

Контроль знаний

20 мин.

Самостоятельные работы № 1 и № 2

Закрепление изученного материала

25 мин.

1. Решение тестовых задач.

2. Решение качественных и расчетных задач

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

На этом уроке учителю необходимо обобщить изученный материал по теме: «Электрическое поле». Необходимо отметить, что электрические взаимодействия играют исключительную роль в строении атома и образовании молекул. Они проявляют себя и в механике «под видом» уже знакомых нам силы упругости и силы трения.

Можно рассказать о долгом пути, пройденном учеными, которые изучали природу электричества - от электрона-янтаря до электрона-частицы.

Формированию понимания этой темы в наибольшей степени способствует решению качественных и расчетных задач.

Необходимо тщательно подбирать задачи и продумывать методику работы с ними. Особое внимание следует уделить осознанию учащимися всех этапов работы с задачами - только это может вызвать у них интерес к решению задач и, как следствие, будет способствовать успехам и трансформации «негативного имиджа» задач на «позитивный».

Желательно составлять задачи так, чтобы правильность полученных числовых значений ученик мог оценить, опираясь на здравый смысл и жизненный опыт, а не только сравнивая их с «правильными» ответами в конце учебника или задачника.

С первой изученной темы в курсе физики учащихся нужно готовить к итогового тематического оценивания. Тематическое оценивание учащихся можно осуществлять разными способами: 1) письменная контрольная работа; 2) устный фронтальный итоговый зачет; 3) письменный тематический зачет; 4) тестирование. Шаблон во время контроля знаний недопустим. Нужно проверять не только запоминания, но и глубокое осмысление учебного материала.

С целью постепенной подготовки к проверке знаний в форме тестов на уроке обобщения изученного материала учащимся можно предложить набор тестов с одним правильным ответом. Эти тесты предназначены для подготовки к самостоятельной работе и предлагаются всему классу для обсуждения без оценивания.

Такое использование тестов дает возможность осуществлять оперативную обратную связь и оценивать уровень готовности учащихся к данной работе. Вариант правильного ответа (А, Б, В или Г) учащиеся могут показывать, поднимая, например, 1, 2, 3 или 4 пальца. При этом работает весь класс, и никто не чувствует страха получить плохую оценку.

Рассмотрим несколько примеров таких задач.

 

Тренировочные тесты

1. Электроскоп заряжен положительно.

 

 

А Если к шару электроскопа приближать положительный заряд, то угол отклонения стрелки электроскопа уменьшится.

Если бы к шару электроскопа приближать отрицательный заряд, то угол отклонения стрелки электроскопа увеличится.

В Если к шару электроскопа приближать ладонь руки, то угол отклонения стрелки электроскопа уменьшится.

Г Если к шару электроскопа приближать ладонь руки, то угол отклонения стрелки электроскопа уменьшится.

2. От водяной капли, что имеет электрический заряд +q, отделилась капля с электрическим зарядом -q.

 

 

А Электрический заряд части капли, оставшейся стал равным нулю.

Бы Электрический заряд части капли, что осталась, равна +2q.

В Результате электрического взаимодействия капель они отталкиваются.

Г Электрический заряд части капли, что осталась, равен +q.

3. Вокруг наэлектризованной ебонітової палочки существует электрическое поле. Какое свойство имеет?

 

 

А Оно передает электрический заряд.

Бы Оно передает электрическое взаимодействие.

В Его создают только положительно заряженные частицы.

Г Его создают только отрицательно заряженные частицы.

4. К маленькой бузиновой шарику поднесена потертая о шелк стеклянная палочка (см. рисунок).

 

 

А Если приблизить палочку к шарику, то сила, действующая на шарик со стороны палочки, уменьшится.

Бы Шарик и палочка взаимодействуют благодаря электрическому полю.

В Шарик может быть заряжена положительно.

Г Если убрать палочку от шарика на определенное расстояние, то сила, действующая на шарик со стороны палочки, не изменится.

 

Решение качественных и расчетных задач

1. Прикоснувшись положительно заряженной стеклянной палочкой до стального шарика, мы передаем ей положительный заряд. Элементарные частицы и куда при этом перемещаются?

2. Если поднести на нитке заряженную станіолеву гильзу к незаряженной, то они сначала притянутся друг к другу, а после столкновения будут отталкиваться. Объясните данное явление.

3. Сколько электронов надо «перенести» с одной пылинки на другую, чтобы сила кулоновского притяжения между порошинами на расстоянии 1 см равна 10 мкН? (Ответ: 2,1·109.)

4. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов при увеличении каждого заряда в 3 раза, если расстояние между ними уменьшить в 2 раза?

5. Как зарядить две металлические шарики одинаковыми по модулю, но разными по знаку зарядами?

 

В конце урока можно предложить учащимся решить по одной задаче из самостоятельных работ № 1 и № 2. (Из книги: Кирик Л. А. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольное работы. - Харьков: Гимназия, 2009.)