Урок 7
Тема. Роль слов в построении текста
Цель: актуализировать знания детей о опорные слова в тексте, учить использовать синонимы для избежания повторов в тексте; развивать речевые умения учащихся; воспитывать внимание к художественному слову.
Оборудование: карточки со словарными словами.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальный опрос
Первый и второй ученики называют другие стихи на ту же тему. Третий ученик на доске записывает найденные слова с суффиксом-оньк-. Четвертый ученик на доске образует слова с суффиксом-оньк-.
Пятый ученик прорабатывает задачи 5.
2. Работа со словарным словом
Упражнение на мгновенное восприятие слов.
Учитель в течение секунды демонстрирует карточку со словом, ученики записывают прочитанные слова.
Ежечасно, осенью, ежедневно, до свидания, ежедневно.
- Что интересного можете сказать про эти слова?
- Объясните орфограми, с которыми вы встретились в этих словах.
- А какое слово является для вас новым?
- Объясните, где в этом слове «ловушка». Внесите его в свой словничка.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Получив задание составить текст про осень, ученик записал себе в тетрадь (учитель открывает запись на доске):
Осенью погода становится холоднее. Осенью все деревья желтые. Осенью идут дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.
- Опишите ваши впечатления от текста. Почему они такие? (Сразу предлагается провести работу со словарным словом.)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы узнаем, как избегать подобных ошибок.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа с учебником
Самостоятельная работа с упражнением 27 (1, 2).
Обсуждение в парах задание 3.
- Проверка - фронтальная опрос.
Как итог работы проработать правило на с. 15.
2. Игра «Я - тебе, ты - мне»
- Я даю вам слово, а вы мне возвращаете синоним к нему.
Азбука ... (азбука, алфавит);
аргумент ... (доказательство, подтверждение, обоснование, довод);
друг ... (товарищ, приятель, собрат);
ограда ... (забор, плетень, тын).
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Коллективное выполнение упражнения 29 (1, 2, 3)
- Что нового вы узнали из этого упражнения? (Слова в тексте могут указывать на последовательность событий.)
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
3. Развитие монологического вещания (по материалу упражнения 28, с. 15)
- Объясните использование выделенных слов.
VI. Итог урока
Игра «Знатоки»
- Исправьте текст, с которым мы ознакомились в начале урока, опираясь на знания, полученные в течение года.
- Какие слова помогли нам избежать повторов?
- Обратите внимание, нет ли в этом тексте грамматических ошибок.
- А я же пишется слово осенью?
VII. Домашнее задание
Проработать упражнение 30.