ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
УРОК № 6
Тема. Глагол. Местоимение
Цель: повторить сведения о общее значение глагола и местоимений, их морфологические признаки и синтаксическую роль; формировать умение распознавать их в предложении, правильно писать не с глаголами; прививать учащимся любовь к труду.
Оборудование: учебник, дидактический материал (упражнения напечатаны на листах).
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 49 (устно).
3. Беседа с учениками.
- О каком ремесло рассказывается в тексте упражнения?
- Как относились крестьяне к кузнецам?
- Когда кузнецы отмечали свой профессиональный праздник?
4. Повторение изученного о глагол и местоимение. Проверочная беседа.
- Что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает?
- Как пишется не с глаголами?
- Назовите морфологические признаки глаголов (время, лицо, число, спряжение, род в прошедшем времени).
Задание ученикам.
1) Выпишите из текста упражнения 49 глаголы, определите их число, время, лицо, род (если есть).
2) Найдите в тексте глагол с не, объясните его написание.
3) Определите спряжение глаголов почитали, научили. Позмінюйте их за лицами, определите окончания.
Словарный диктант.
Волнуешься, держишься, боится, хочешь, прыгаешь, просыпается, тревожишься, думаешь, пишешь, смеется.
Работа у доски.
Задача: переписать предложения, записанные на доске, раскрывая скобки. Определить синтаксическую роль глагола.
Пока (не)кончит коваль работы, (не)выйдет он на зов соловья. (В. Сосюра.)
Работа по учебнику.
Упражнения 52, 55.
Беседа и задания учащимся.
- Какие слова в тексте упражнения 49 употребляются вместо существительных?
- Что такое местоимение? Выписать из текста местоимения, определить их лицо и падеж.
Работа в тетрадях.
Задание: прочитать текст, заменяя глаголы и местоимения первого лица местоимениями и глаголами второго лица единственного числа.
(Учитель раздает ученикам напечатан на листах текст.)
Я еще не знаю, кем буду, когда вырасту. Может, перетинатиму кораблем океаны или полечу на другие планеты. Или на родной земле выращивать небывалые урожаи пшеницы, буду сажать цветущие сады. А может, укроти молнию, заставлю ее служить людям. Или винайду лекарства от страшной болезни. Или создам такую машину, которая бы заменила мам на кухнях. Кем буду, я еще не знаю. Но, когда вырасту, буду работать, чтобы приносить пользу людям.
(По Л. Гордєєвою.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, упражнение 56.