Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

 

Цель: сформировать первоначальные знания об обмене веществ и энергии в природе; развивать умение сравнивать процессы обмена веществ и энергии у растений и животных; воспитывать наблюдательность, аналитическое мышление, экологическую культуру.

Оборудование: таблица «обмен веществ и энергии», учебники, тетради.

Основные понятия: обмен веществ, ассимиляция, диссимиляция, питание, дыхание, фотосинтез.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Вопрос

• Что такое питание? Какие способы питания организмов вы знаете? Приведите примеры организмов с разными способами питания.

• Что такое дыхание? Как происходит процесс дыхания у растений? назовите органы дыхания животных. приведите примеры животных с разными способами дыхания.

• Какое значение имеет дыхание для живых организмов?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Задача 1. Организм - это живая система. Как и любая другая система, организм имеет внешние и внутренние связи. Охарактеризуйте внешние и внутренние связи организма на примере комнатного растения.

Итак, выполняя это задание, вы еще раз убедились, что организмы - это открытые системы, которым требуется поступление энергии и веществ, необходимых для жизнедеятельности.

В то же время к окружающей среды попадают продукты жизнедеятельности организмов. Давайте узнаем подробнее, что организмы получают от природы, для чего они это получают и выделяют в окружающую среду.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Обмен веществ и энергии Задание 2 (работа в парах)

Установите, какой обмен происходит между организмами и окружающей средой. Результат оформите в виде схемы.

 

 

Обмен веществ и энергии (метаболизм) - это процессы потребления и превращения веществ в организме, сопровождающихся выделением энергии и удалением ненужных веществ.

Обмен веществ и энергии представляет собой два взаимосвязанных и противоположных процесса: ассимиляцию и дисиміляцію.

Ассимиляция (синтез) - это процесс образования в организме сложных органических веществ из более простых неорганических.

Диссимиляция (распад) заключается в разрушении сложных органических соединений в простые вещества.

2. Обмен веществ и энергии у растений

У растений главной частью ассимиляции является фотосинтез, который происходит очень активно и для которого Солнце - это постоянное мощный источник энергии. Благодаря фотосинтезу в растениях ассимиляция преобладает над дисиміляцією, то есть в растении образуется более сложных веществ, чем распадается. В связи с этим автотрофні растения, в отличие от гетеротрофных организмов, откладывают про запас много питательных веществ.

Часть продуктов фотосинтеза расходуется на создание тела растения, часть откладывается про запас, а используется для получения энергии во время дыхания.

3. Обмен веществ и энергии у животных

Для животных источником энергии готовые органические вещества, которые они получают с пищей растительного или животного происхождения. В животном организме они подвергаются сложных химических преобразований, что обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений, необходимых данному организму.

4. значение обмена веществ и энергии для организмов

Организмы получают вещества и энергию, необходимые для роста, развития и поддержания всех процессов жизнедеятельности; выводят вредные вещества.

 

V. Закрепление изученного материала

Задача 3. Установите схожие и отличительные признаки обмена веществ и энергии у автотрофных и гетеротрофных организмах.

Проблемный вопрос (работа в малых группах по 4 ученика, метод «Пресс»)

Какие причины могут обусловить нарушение обмена веществ у организмов? Спрогнозируйте возможные последствия нарушения обмена веществ в организмах.

Учащиеся обсуждают вопросы и формулируют свой ответ таким образом:

1-й ученик: «Я считаю...», 2-й ученик: «Потому что...», 3-й ученик: «Например,...», 4-й ученик: «Таким образом,...»

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Опережающий (отдельным ученикам): подготовить сообщение «Размножение аквариумных рыб».

3. Принести семена и растения, выращенные из него (фасоль, пшеницу, горох, подсолнечник и т.д.).