Урок 7.
Встречи песни, танца, марша
Цель урока: ознакомить учащихся с примерами «встречи» различных типов музыки в одном произведении. Дать понятие «песня-марш», «песня-танец», «танец-шествие», «полонез», «динамика». Развивать у школьников певческие навыки, чувство ритма, воспитывать художественный вкус, интерес к классической музыке, творчеству выдающихся композиторов.
Ожидаемые результаты: учащиеся приводят примеры песен-маршей и песен-танцев, определяют в них признаки различных типов музыки, объясняют, что такое полонез, называют выдающихся композиторов, проявляют интерес к классической музыке, высказывают свои впечатления от музыкальных произведений, выразительно поют, ритмично двигаются под музыку.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- песня-марш,
- песня-танец,
- марш-шествие.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание песни «Гей ви, козаченьки» (муз. Г. Татарченко).
2.2. Распевки. Попевка «В нашем классе» (муз. Д. Кабалевского).
2.3. Выполнение в движении песен «Эй, войско идет» (муз. В. Верховинца) и «Ой заграйте, дударик» (муз. А. Филипенко).
2.4. Разучивание «Песни-марша» из оперы Б. Алексеенко «Марийка-розгубійка». Выполнение в движении.
2.5. Выполнение в движении украинской народной песни «Дождик». Музицирования.
2.6. Выполнение танцевальных движений под мелодии танцевальных песен. Музицирования.
2.7. Слушания «Танца с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского (просмотр видео-фрагмента).
2.8. Обобщение материала.
2.9. Выход из класса под «Танец с кубками» П. Чайковского (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Беседа с учениками.
- С какими тремя типами музыки вы познакомились?
- Чем отличается их музыка?
3.2. Распевки. Попевка «В нашем классе» (муз. Д. Кабалевского).
3.3. Выполнение в движении песен «Эй, войско идет» (муз. В. Верховинца), «Ой заграйте, дударик» (муз. А. Филипенко), украинской народной песни «Дождик» и других танцевальных песен. Музицирования.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа.
На этом уроке учащиеся убедятся, что иногда разные типы музыки «встречаются» в одном музыкальном произведении. Так образуются песни-марши, песни-танцы и т.д. Эти знания обогатят музыкальный кругозор учащихся, пригодятся при восприятии и анализе музыкальных произведений.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Співрозмова с учащимися по теме урока.
5.2. Разучивание «Песни-марша» из оперы Б. Алексеенко «Марийка-розгубійка».
5.3. Слушание «танец с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского (просмотр видео-фрагмента).
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Что нового о музыке узнали учащиеся на уроке?
6.2. Какие музыкальные произведения прозвучали?
6.3. В чем заключается особенность этих произведений?
6.4. Какая музыка наиболее впечатлила и понравилась ученикам? Почему?
6.5. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Песни-марши и песни-танцы - очень распространенные музыкальные явления. Они встречаются в народном и профессиональном творчестве.
8. Выход из класса
Под музыку «Танца с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского (или по выбору учителя).