География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 7. НАСЕЛЕНИЕ МИРА: ЧИСЛЕННОСТЬ, ВОСПРОИЗВОДСТВО, РАЗМЕЩЕНИЕ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

 

Учебная цель: сформировать у учащихся систему знаний о количество, состав и закономерности размещения населения планеты; актуализировать понятия «естественное движение», «естественный прирост»; выяснить социально-экономические причины, влияющие на рождаемость и смертность; научить характеризовать типы воспроизводства населения и направления демографической политики; развивать умения работать с картографическими, статистическими материалами, создавать и анализировать графики изменения численности населения во времени, половозрастные пирамиды.

Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, атласы, карта населения мира, таблицы, графики.

Основные понятия: демография, естественное движение населения, плотность населения, воспроизводство населения, демографический кризис, депопуляция, демографический взрыв, демографическая политика, статевовікова пирамида, урбанизация, субурбанизация, ложная урбанизация, городская агломерация, мегалополис.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

География населения, одна из основных составляющих социально-экономической географии, приобрела сегодня чрезвычайную актуальность. Человек является высшей ценностью на Земле, ее трудовым и интеллектуальным потенциалом, основой развития, носителем духовной культуры. Человек - главная производительная сила общества, благодаря ей создаются все материальные и духовные блага. Одновременно она является не только производителем, но и главным потребителем этих благ. В 9 классе вы изучали географию населения Украины, поэтому понимаете, насколько важно знать, какие процессы происходят в обществе, как и почему меняется количество населения, где оно размещается, к которым религиозных конфессий принадлежит тому подобное. Теперь вы узнаете о главных особенностях народонаселения.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

• Вспомните, какие причины влияют на изменения численности населения в стране.

• Что означают понятия «плотность населения», «воспроизводство населения»?

• Может ли государство с помощью определенных мер изменить динамику воспроизводства населения в стране? Как развитие экономики влияет на плотность населения?

 

IV. Изучение нового материала

1. Количество населения на Земле

Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения; изучает процессы рождаемости, смертности, брачности, образованности, миграции, занятости, возрастной и половой состав населения и др.

В течение всего ХХ в. количество людей выросла вчетверо. В 1999 г., численность населения мира составляла 6 млрд., сейчас на Земле живут около 6,84 (октябрь 2009 г.) млрд. человек. По расчетам ООН, в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в среднем на 78 миллионов ежегодно.

Вопрос. Чем можно объяснить, что период резкого увеличения численности населения в 60-70-х гг. ХХ в. завершился и теперь темпы прироста населения замедляются?

Многочисленные страны мира (2009 г.): Китай (1 339 млн. человек), Индия (1 166 млн. человек), США (307,2 млн. человек), Индонезия (240,3 млн. человек), Бразилия (199 млн. человек), Пакистан (176 млн. человек), Бангладеш (156 млн. человек), Нигерия (149,2 млн. человек), Россия (140 млн. человек), Япония (127 млн человек).

2. Воспроизводства населения

Задача 1. По картам атласа и статистическим таблицам определите регионы и страны мира, где темпы прироста являются очень высокими или очень низкими.

Какие причины (экономические, социальные, религиозные) влияют в названных регионах темпы прироста населения?

Два типа воспроизводства населения. Первый: сравнительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста (до 12 человек на 1000 жителей), большая доля старших возрастных групп в структуре населения (старение нации). Характерен для большинства стран Европы, Северной Америки. В некоторых странах с первым типом воспроизводства населения наблюдается отрицательный естественный прирост, что приводит к сокращению населения, то есть депопуляции (демографический кризис).

Второй тип: сравнительно высокие показатели рождаемости, стабильные на определенном (часто низком) уровне показатели смертности и высокий естественный прирост (свыше 12 человек на 1000 жителей), высокая доля младших возрастных групп в структуре населения. Присущ странам Азии, Африки и Латинской Америки. Высокие показатели естественного прироста приводят к демографическому взрыву.

Решение демографических проблем (сокращение или быстрого увеличения населения) предусматривает внедрение соответствующей демографической политики.

3. Статевовіковий состав населения

В 2005 г. средняя продолжительность жизни составляла 63,9 года для мужчин и 68,1 года у женщин. В развитых странах эти показатели составляют 71,9 года и 79,3 года соответственно. В мире на 100 женщин приходится примерно 102 мужчины. Соотношение мужчин и женщин в разных странах разное.

Задание 2. Проанализируйте половозрастные пирамиды стран с разными типами воспроизводства населения. Определите различия и объясните их причины.

4. Размещение населения

Население мира размещается крайне неравномерно. Средняя плотность населения в 2009 г. составила примерно 48 чел/км2.

Задача 3. Проанализируйте карты атласа и определите регионы с самой высокой и самой низкой плотностью населения.

Городское население в современном мире составляет почти 50 % от общей численности.

Урбанизация. К наиболее урбанизированных стран, относятся: Великобритания, ФРГ, Швеция, Исландия, Австралия, Уругвай, Кувейт, Израиль, Япония. Субурбанизация - повышение роли пригородов, которые «оттягивают» на себя часть населения и функций городов. Псевдоурбанізація - рост населения городов за счет неконтролируемого притока безработных, что создает социально-экономические проблемы.

Городские агломерации. Крупнейшие городские агломерации мира сформировались вокруг Токио, Нью-Йорка, Мехико, Сан-Паулу, Лондона, Парижа, Рио-де-Жанейро и других городов.

Мегалополисы. В крупнейших мегалополисов мира относят: Хоккайдо, Бос-Ваш, Приозерный, Калифорнийский, Английский, Прирейнских.

Сельское расселение. Групповое (Западная Европа, Япония, Китай, Россия, Украина, развивающиеся страны) и разбросанное или фермерского типа (США, Канада, Австралия).

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для обсуждения

• Существует ли, по вашему мнению, прямая зависимость между плотностью населения, природными условиями и уровнем экономического развития конкретной территории? Докажите это на конкретных примерах.

• В последние десятилетия в развитых странах происходит медленное увеличение доли сельского населения. Как вы это можете объяснить?

• В чем состоят причины различий в половом составе различных стран и регионов мира?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Составить по параграфу пять тестовых вопросов закрытого типа.

· Обозначить на контурной карте: а) десятку стран с наибольшей численностью населения в мире; б) регионы с высокой плотностью населения.