Кадровая политика - стратегия и тактика государства в работе с кадрами, политический курс формирования и рационального использования кадрового потенциала. К К. п. относится система целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений. К. п. - это главная государственная линия по отбору руководящих работников, их расстановки, воспитания, постоянного обеспечения теоретическими знаниями и практическими навыками. Она должна включать в себя основные требования к кадрам, принципы организации управления персоналом и критерии его оценки. К. п. определяет место и роль кадров в обществе, важнейшие направления и принципы работы государственных структур с кадрами, пути совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Средством реализации К. п. выступает кадровая работа. К. п. больше соотносится с функцией управления, кадровая работа - с трансформацией общих теоретико-политических подходов в персональные решения и конкретику, связанную со всем цепью формирования кадрового корпуса (изучение, подбор, выдвижение, перемещение, обучение различных категорий кадров). К. п. касается всех сфер жизни и в своем общем виде направлена на эффективное использование кадрового фактора в организационно-управленческом процессе, обеспечение упорядочения общества.
Целей и задач Л. п. относится: обеспечение высокого профессионализма управленческого процесса, укомплектование всех участков квалифицированными, активными, добросовестными работниками; воспитание и подготовка кадров на современном отечественном и мировом опыте государственного и местного управления; создание благоприятных условий и гарантий для выявления каждым работником своих способностей, реализации позитивных интересов и личных планов, всемерно стимулируя его профессиональный рост и служебное повышение. Разработка и реализация К. п. осуществляется на основе принципов, которые являются своеобразными механизмами формирования и работоспособности кадрового потенциала. К принципам К. п. относятся: 1) подбор кадров по их профессиональным, деловым и моральным качествам, то есть по требованиям к профессиональной компетентности; 2) равные возможности для всех граждан занимать руководящие посты и работать на государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации по полу, возрасту, конфессиональной принадлежности и т.п.; 3) демократические механизмы и процедуры выдвижения кадров - альтернативность, состязательность, гласность и т.п.; 4) систематическое обновление кадров и преемственность руководства в соответствии с требованиями: а) новые кадры должны превосходить предыдущие по уровню профессионализма; б) обеспечение разумного сочетания опытных и молодых кадров; 5) контроль и подотчетность кадров; 6) законность, то есть формирования кадров на основе права и действующих государственных законодательных актов; 7) гуманизм, уважение к личности руководителя и служащего (гарантированный развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков, творческих способностей, максимальное удовлетворение информационных потребностей; создание условий и возможностей для профессионального и должностного роста в соответствии с личных заслуг; объективная оценка служебно-трудовых успехов; достаточный материальный и социальной защите); 8) политическая нейтральность - равноправие руководящих кадров независимо от идеологических взглядов.
В работе с кадрами чрезвычайно большого веса приобретают вопросы нормативно-правового обеспечения реализации К. п. как гаранту ее эффективности и завершенности. Структуру нормативно-правовой базы К. п. составляют: конституционные положения, подзаконные нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения органов исполнительной власти, различные инструкции и т.д. Но эффективность нормативно-правового обеспечения реализации К. п. зависит от механизмов, которые внедряют законодательно-нормативную базу в управленческую практику. Среди них: оптимизации кадровой деятельности; организационного обеспечения, научно-информационного обеспечения; учебно-методического обеспечения.
В Украине за годы независимости сформировалась определенная система К. п., но проблема кадров остается чрезвычайно актуальной. Государству очень нужна новая эффективная К. п., которая отвечала бы потребностям общественного развития, была адекватной демократическому устройству страны. Необходимость новой К. п. обусловлена: 1) содержанием тех радикальных преобразований, которые происходят в сферах государственного строительства, экономики, формирования институтов гражданского общества; 2) масштабностью и динамизмом формирования органов государственной власти и местного самоуправления; 3) новыми требованиями, которые предъявляют рыночные отношения, переход к разнообразных форм собственности, многоукладной экономики; 4) необходимостью повышения авторитета власти, преодоление отчуждения общества от власти, а чиновников от народа; 5) потребностью отбора руководящих кадров не по принципу верности любому лидеру, а по принципу служения интересам дела; 6) потребностью интенсификации профессионального обучения кадрового корпуса; 7) поиском новой модели общественного и государственного управления; 8) обновлением стиля, содержания и организационных мероприятий работы с кадрами; 9) повышением политической культуры и экономической квалификации хозяйственных руководителей; 10) слабостью научных разработок кадровой проблемы; 11) необходимостью преодоления существенных недостатков работы с руководящими кадрами, что накопились за годы независимости: нестабильность и частая реорганизация государственных учреждений, низкий престиж и авторитет многих государственных институтов, слабость нормативно-правовой базы, отсутствие действенного контроля и ответственности чиновников за некачественную и недобросовестную работу, отсутствие объективных технологий кадровой работы, коррумпированность властных структур, отсутствие справедливой и гибкой системы оплаты труда, осязаемость пережитков прошлой политической системы. Таким образом, в Украине остро нужны новые прогрессивные технологии К. п., которые должны стать основой создания новой социально-политической системы.
Конституция Украины. - К., 1997; Закон Украины "О государственной службе". - К., 1995; Положение о работе с кадрами в центральных и местных органах государственной исполнительной власти // Вестник государственной службы. - 1995. - № 2; Воронько О. А. Руководящие кадры: государственная политика и система управления. - К., 2000; Головатый М. Ф. Социология политики. - К., 2003; Щекин Г. В. Социальная теория и кадровая политика. - К., 2000; Якубовский А. П., Приходченко Л. Л. Кадры, элиты, лидерство в государственном управлении. - Одесса, 2001.
А. Пахарєв