Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 69

Тема. Склонение прилагательных во множественном числе. Упражнения на употребление различных падежных форм прилагательных во множественном числе

 

Цель: познакомить детей с системой склонения имен прилагательных во множественном числе, ее особенностями, учить употреблять различные падежные формы прилагательных во множественном числе; развивать умение употреблять на письме окончания прилагательных, ориентируясь на конечный согласный основы; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Распределите слова в три группы.

Зеленый, зелень, зеленеть, синее, сын, синеть, пустая, пустота, опустеть, мягкая, мягкость, смягчить.

- По какому признаку вы распределили слова в группы?

- Выберите только прилагательные. Что у них общего? (Число)

- Распределите их в две группы. По какому признаку вы это сделали? (Твердая и мягкая группа)

- А влияет ли группа прилагательных на окончания при склонении? Как?

- А что еще может повлиять на окончание?

 

II. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы понаблюдаем за склонением прилагательных во множественном числе, выясним, влияет ли число на окончания при склонении.

 

III. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективная исследовательская работа

- Поставьте записанные нами прилагательные во множественном числе. Что интересного заметили? (И твердая, и мягкая группа имеют одинаковые окончания).

- По желанию провідміняйте в паре два прилагательные во множественном числе. Понаблюдайте за окончаниями.

- Расскажите о своих наблюдениях. Что интересного вы заметили? (Окончания прилагательных во множественном числе не зависит ни от группы, ни от рода.)

2. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 3)

 

IV. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа с упражнением 6

- Почему же некоторые прилагательные в родительном и местном падежах имеют окончания-ых, а другие-ix?

2. Работа со словарным словом

- А кто такие юннаты? Обратитесь к толковому словарю.

- Что вы узнали?

- Это слово словарное. Как вы думаете почему?

- А может ли кто объяснить, почему в этом слове две буквы н?

Попробуйте объяснить:

- Внесите слово к словничка. Подчеркните и запомните орфограму. Пропишите каллиграфически строку слова юннаты, подчеркивая орфограму.

3. Развитие речи (за упражнением 7)

 

V. Итог урока

1. Беседа

- С чем вы сегодня познакомились?

- А что интересного узнали?

- Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VI. Домашнее задание

Правило на с. 3, упражнение 4.