Урок 69
Тема. Склонение прилагательных во множественном числе. Упражнения на употребление различных падежных форм прилагательных во множественном числе
Цель: познакомить детей с системой склонения имен прилагательных во множественном числе, ее особенностями, учить употреблять различные падежные формы прилагательных во множественном числе; развивать умение употреблять на письме окончания прилагательных, ориентируясь на конечный согласный основы; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Распределите слова в три группы.
Зеленый, зелень, зеленеть, синее, сын, синеть, пустая, пустота, опустеть, мягкая, мягкость, смягчить.
- По какому признаку вы распределили слова в группы?
- Выберите только прилагательные. Что у них общего? (Число)
- Распределите их в две группы. По какому признаку вы это сделали? (Твердая и мягкая группа)
- А влияет ли группа прилагательных на окончания при склонении? Как?
- А что еще может повлиять на окончание?
II. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы понаблюдаем за склонением прилагательных во множественном числе, выясним, влияет ли число на окончания при склонении.
III. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективная исследовательская работа
- Поставьте записанные нами прилагательные во множественном числе. Что интересного заметили? (И твердая, и мягкая группа имеют одинаковые окончания).
- По желанию провідміняйте в паре два прилагательные во множественном числе. Понаблюдайте за окончаниями.
- Расскажите о своих наблюдениях. Что интересного вы заметили? (Окончания прилагательных во множественном числе не зависит ни от группы, ни от рода.)
2. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 3)
IV. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа с упражнением 6
- Почему же некоторые прилагательные в родительном и местном падежах имеют окончания-ых, а другие-ix?
2. Работа со словарным словом
- А кто такие юннаты? Обратитесь к толковому словарю.
- Что вы узнали?
- Это слово словарное. Как вы думаете почему?
- А может ли кто объяснить, почему в этом слове две буквы н?
Попробуйте объяснить:
- Внесите слово к словничка. Подчеркните и запомните орфограму. Пропишите каллиграфически строку слова юннаты, подчеркивая орфограму.
3. Развитие речи (за упражнением 7)
V. Итог урока
1. Беседа
- С чем вы сегодня познакомились?
- А что интересного узнали?
- Как определить падеж прилагательного во множественном числе?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VI. Домашнее задание
Правило на с. 3, упражнение 4.