Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

Приложение

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ

 

1. Первый друг

Самым замечательным из всех открытий наших предков, настоящим подарком всем будущим поколениям было приручение собаки. Собака стала для человека лучшим другом, товарищем в играх и охоте, благородным спутником, верным помощником и бесстрашным защитником.

Все домашние собаки ведут свою родословную от волка. И хотя такса отличается от дога больше, чем гиена от пантеры, все собаки имеют одного кровного древнего предка — волка. Да-да, того самого, которым иногда пугают непослушных детей: мол, придёт серенький волчок и укусит за бочок.

К счастью, не все народы так строги к волку. Многие его уважают.

Например, казахи, хоть и считают волка своим противником, почитают его за силу и благородство. А помнишь, кто спас Маугли от смерти в джунглях? Итальянцы установили памятник и слагают стихи в честь капитолийской волчицы. У них есть легенда о том, как добрая самка-волчица выкормила своим молоком двух мальчиков-сирот — Ромула и Рема. Они выросли и стали великими героями, основателями столицы Италии — города Рима.

Четвероногий друг верой и правдой служит человеку уже 17 тысяч лет. В собаке наш предок обрёл смелого товарища, с которым не страшно было охотиться на крупных хищников. С того времени никакой коварный враг не мог подкрасться к дому человека незамеченным: чуткий слух и острый нюх собаки улавливали приближение даже самого хитрого хищника. С собакой человек мог уходить далеко от дома и не бояться заблудиться. Задолго до того, как в телегу впрягли лошадь, собака уже возила человека. Вот почему смело можно утверждать: собака вывела человека в люди!

Наверное, древний человек и древняя собака одновременно приручились друг к другу. Наши далёкие предки никогда не истребляли животных только ради забавы, как в наши дни. Древние люди охотой просто добывали себе пропитание. Видимо, это

вызывало уважение у такого благородного животного, как волк. Потому волки и подружились с людьми, что вместе было сподручнее охотиться.

И, несмотря на то, что со временем у людей появились и другие домашние животные: коровы, лошади, овцы,— такого друга, как собака, человек больше не приобрёл.

Все животные нас боятся, большинство нас не знает, и ни одно животное нас не любит. Ни одно, кроме собаки. Даже те животные, которых человек приручил, просто молча соглашаются жить рядом с нами. Мы говорим: «Корова даёт нам молоко, овца даёт нам шерсть». А ведь это неправильно! Корова и овца сами ничего нам не дают, мы у них всё отбираем.

Другое дело — собака. Она рождается нашим другом и остаётся им всю жизнь. Её любовь и бескорыстие безграничны. Эти умные благородные животные не раз спасали путников в горах, выносили из боя раненых, охраняли и порог дома, и границу страны. А сколько раз собаки не колеблясь отдавали свою жизнь, спасая жизнь человека! Поэтому большинство людей с любовью относятся к собакам и во многих странах установили им памятники.

Запомни: обидеть собаку — подлость, а бросить её на произвол судьбы — непростительный грех!

(450 сл.)             (Из книги «История человечества. Начало всех начал»)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. От кого ведут свою родословную собаки?

√а)   От волка;

б)    от шакала;

в)    от тигра.

2. За что волка почитают казахи?

а)    За выносливость;

√б)   за силу и благородство;

в)    за мудрость.

3. В какой стране есть памятник волку?

√а)   В Италии;

б)    в Испании;

в)    во Франции.

4. Сколько лет уже собака служит человеку?

а)    20 тысяч лет;

б)    10 тысяч лет;

√в)   17 тысяч лет.

5. Кем является собака для человека в отличие от других домашних животных?

а)    Кормильцем;

√б)   другом;

в)    извозчиком.

6. Определите стиль текста:

а)    художественный;

√б)   научно-популярный;

в)    публицистический.

 

2. Страна восходящего солнца

Из всех стран нашего огромного мира лишь Японию называют «Страной Восходящего Солнца». На первый взгляд, это не совсем справедливо, ведь ласковое солнце дарит свет и тепло всем людям без исключения. Да, это так, но у японцев сложилось особое отношение к солнцу. Само название их страны означает «источник солнца». Согласно древним японским легендам, весь народ Страны Восходящего Солнца произошёл от духов неба. Но только император (японцы называют его «микадо») является потомком богини солнца. А все остальные люди считаются потомками простых божеств, их по-японски называют «ками». Предание гласит, что первому микадо боги даровали три священных предмета: зеркало — знак его божественности, меч — символ его могущества, и яшму — камень, который означает верность.

С давних времён символом Японии стал алый солнечный диск. Теперь он украшает флаг государства. И до сих пор японцы считают свою страну одной большой семьёй, а микадо почитают как отца всей нации.

Японские легенды рассказывают, что трудолюбивые боги ками вложили душу не только в людей, но и в животных, птиц, в безмолвных рыб, в деревья, цветы и даже камни. Понятно, почему именно в Японии прижился необычный календарь, согласно которому каждым годом правит какое-нибудь животное.

Рассказывают такую историю. Как-то Будда пригласил к себе на пир всех животных. Первой на пир успела юркая мышка, за нею пришёл суровый буйвол, за ним — отважный тигр, потом прибыли и другие: добродушный кролик, неустрашимый дракон, мудрая змея, самолюбивая лошадь, мечтательная овца, хитрая обезьянка, красавец-петух, верная собака и последним — упрямый дикий кабан. Каждый из этих 12 животных получил в награду от Будды право царствовать над людьми целый год — и именно в том порядке, как они прибывали на пир.

В наши дни этот обычай так понравился людям во всём мире, что они стали дарить друг другу под Новый год фигурки животного-покровителя наступающего года.

Нежной заботой в Японии окружены и деревья, особенно вишня. Плоды сакуры (японской вишни) для еды не годятся. Но японцы любят сакуру не за полезность для желудка, а за красоту нежных цветов, полюбоваться которыми весной спешат и взрослые, и дети. Японцы научились составлять очень красивые букеты, и теперь этому искусству, которое называется икебана, у них учатся все народы мира.

Много испытаний выпало на долю японцев. В этом районе Земли часто случаются землетрясения, а вызванные ими гигантские волны — цунами — не раз безжалостно разрушали всё, что возводили десятилетиями. Да и враг не дремал. Но японские воины, самураи, храбро защищали свою страну. Врагам даже казалось, что японцам помогает сама природа. Говорят, исход одной битвы решил тайфун — «священный ветер», а по-японски — камикадзе. Он в щепки разметал вражеские корабли. В память об этом случае титулом «камикадзе» стали называть самых смелых и отчаянных самураев.

Японские воины являли пример не только отваги, но и честности. «Самурай может потерять жизнь, но честь — никогда»,— так гласит закон бусидо, то есть «путь воина».

Япония — страна правил и традиций. А это означает, что и сегодня, как много веков назад, живы в японском доме почитание предков, уважение к старшим, любовь к природе и вежливость,— всё то хорошее, что накопили люди древней Страны Восходящего Солнца за свою историю.

(498 сл.)        (Из книги «История человечества. Честь, крест и меч»)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Какую страну называют «Страной Восходящего Солнца»?

а)    Австралию;

√б)   Японию;

в)    Индию.

2. Что подарили боги первому микадо?

√а)   Зеркало, меч, яшму;

б)    гребень, щит, изумруд;

в)    кувшин, клинок, рубин.

3. Что изображено на государственном флаге Японии?

а)    Земной шар;

б)    золотая монета;

√в)   солнечный диск.

4. Как называется искусство составлять букеты?

√а)   Икебана;

б)    флористика;

в)    аппликация.

5. Что такое цунами?

а)    Ветер страшной силы;

б)    землетрясение на дне океана;

√в)   гигантские волны, вызванные землетрясением.

6. Кого в Японии называют камикадзе?

а)    Воинов японской армии;

√б)   самых смелых и отчаянных самураев;

в)    охранников в императорском дворце.

 

3. Власть сына неба

Китай — именно туда по Великому шёлковому пути устремился торговый караван Марко Поло. Великий шёлковый путь — это самый длинный в мире торговый путь от берегов Чёрного моря через всю Азию до Китая.

Правил этой страной император. Его называли Сыном Неба. Много удивительного создал трудолюбивый народ Китая. Ещё в III веке до нашей эры там было возведено самое большое сооружение во всей истории — Великая Китайская стена. Словно огромная каменная змея длиной в шесть с половиной тысяч километров, тянется она среди гор и лесов. Это единственное творение людей, которое видно невооружённым глазом из космоса.

А помнишь легенду, как трудолюбивая принцесса научила свой народ разматывать шёлковую нить и ткать из неё чудесный шёлк? Европейцам очень полюбилась эта тонкая нежная ткань, особенно когда они обнаружили, что бельё из шёлка отгоняет блох.

Другим величайшим изобретением китайцев стала бумага. Её в Китае научились делать ещё в I веке до нашей эры. А в XI веке нашей эры там появились первые печатные книги. Правда, европейцам, что побывали в Китае, оказалось не под силу выучить все пятьдесят тысяч значков китайской письменности — иероглифов.

До сих пор люди, если не могут прочитать какой-нибудь текст, называют его «китайской грамотой». Это несправедливо! С давних времён в Китае обучение было открыто для любого человека независимо от его происхождения. Случалось, вся деревня собирала деньги, чтобы направить на учёбу в школу самого одарённого ребёнка. Китайские императоры даже устраивали конкурсы для тех, кто стремился получить государственную должность. Это были трудные испытания. Считалось, что ответственный пост можно доверить лишь тому, кто хорошо учился, способен упорно трудиться и обладает высоким чувством долга.

К слову сказать, первый в мире зоопарк был открыт именно во дворце китайского императора. Не зря он получил название «парк познания», ведь настоящий зоопарк — это никакая не тюрьма для животных, а место, где человек учится понимать законы природы. Самым строгим государственным секретом Поднебесной страны была тайна изготовления посуды из фарфора. Вазы, чашечки и блюдца из фарфора — белоснежные, лёгкие, звонкие — ценились в Европе на вес золота. Фарфору даже приписывали волшебные свойства: считалось, что он способен отвести злые чары. Европейские дамы завели даже особую моду на бусы из фарфора. И все без исключения верили, что фарфор обезвреживает любой яд, поэтому в гостях предпочитали пить из фарфоровых чашек, а не из серебряных и золотых кубков.

К каким только уловкам не прибегали купцы, лишь бы выведать у китайцев их главные секреты: как изготовить фарфор, шёлк, бумагу и порох. Всё впустую! Пришлось европейцам открывать эти вещи как бы заново, но на это ушли столетия. Изготовление фарфора — очень сложное дело, здесь таится не один секрет, а многие тысячи.

Непросто сделать и бумагу. Тут нужны знания, умения и труд сотен людей. Даже мороженое, которое так понравилось Марко Поло и секрет которого он всё-таки выведал и привёз на родину, в Венецию, европейцы научились вкусно готовить лишь недавно.

Вот какая она на самом деле эта китайская грамота!

(464 сл.)             (Из книги «История человечества. Честь, крест и меч»)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. Самое большое архитектурное сооружение в истории человечества:

а)    пирамиды в Египте;

√б)   Великая Китайская стена;

в)    собор в Древнем Риме.

2. Какая ткань впервые появилась в Китае?

а)    Шерсть;

б)    хлопок;

√в)   шёлк.

3. Какое важное для развития письменности изобретение принадлежит китайцам?

√а)   Бумага;

б)    чернила;

в)    карандаш.

4. Когда в Китае появились первые печатные книги?

а)    В I веке;

б)    в X веке;

√в)   в XI веке.

5. Как императоры выбирали претендентов на государственные должности?

√а)   Устраивали конкурс;

б)    заставляли писать стихи;

в)    изучали родословную претендента.

6. Что было самым строгим государственным секретом Китая?

а)    Письменность в виде иероглифов;

√б)   изготовление посуды из фарфора;

в)    выращивание чая.

 

4. Мой дом — моя крепость

В средние века рыцари, бароны и графы страсть как любили войну и сражения. Не случайно у богатых людей того времени стали появляться особые дома — замки, которые размерами и устройством напоминали военные крепости.

Замок был схож с целой страной. Здесь проходили настоящие границы, имелись свои законы, правитель и во всём послушный ему народ.

Место для строительства замка выбирали очень тщательно. Чаще всего его возводили на краю утёса или на высоком холме. Вокруг замка рыли огромный ров и наполняли его водой. Через ров перекидывали подъёмный мост, что держался на крепких цепях. Если в замок наведывались гости, то мост опускали, а если приближались враги, то мост поднимали, и он, словно щит, защищал ворота замка.

Крепостную стену, что окружала двор замка, возводили из огромных каменных глыб, плотно подогнанных друг к другу. За высокими каменными стенами строили настоящий город. Тут были и кузница, и мельница, и конюшни, и амбары, и даже маленькая церковь — часовня, и родниковый колодец, чтобы в случае нападения неприятеля у спрятавшихся всегда имелась питьевая вода.

В центре этой маленькой страны находился дом сеньора. Стены его дома возвышались над всеми строениями. Эти стены были очень толстыми. Строители использовали такую хитрость: вначале из больших камней они сооружали две стены, а затем пространство между ними засыпали мелкими камнями.

Внутри весь замок был оплетён узкими винтовыми лестницами, ступеньки которых поднимались вверх всегда по часовой стрелке. Это тоже была своего рода хитрость: врагу, если ему удавалось проникнуть внутрь, очень неудобно было пользоваться мечом.

Но вообще-то замки были такими неприступными, что захватить их удавалось лишь в результате долгой осады, и то если у оборонявшихся заканчивались запасы пищи или если среди них обнаруживался подлый предатель.

Сердцем замка был огромный зал. Здесь же находился камин, который топили дровами и зимой, и летом, ведь от каменных стен тянуло холодом. А чтобы стены не казались такими мрачными, их украшали большими ткаными картинами — гобеленами. Окна замка зимой завешивали шкурами и мехами, ведь европейцы ещё не знали секрет стекла.

Главная башня — донжон — была самым высоким строением всего замка. Донжон строили круглой формы, ведь такую башню труднее взять приступом.

(334 сл.)       (Из книги «История человечества. Честь, крест и меч»)

 

Укажите правильный ответ на каждый вопрос.

1. На что были внешне похожи замки богатых людей в средние века?

√а)   На крепости;

б)    на соборы;

в)    на лабиринты.

2. Что строили за высокими каменными стенами?

а)    Один большой жилой дом;

√б)   настоящий город;

в)    смотровую башню.

3. Что находилось в центре крепости?

√а)   Дом сеньора;

б)    церковь;

в)    главная башня.

4. Почему ступеньки винтовых лестниц поднимались по часовой стрелке?

а)    По такой лестнице удобнее всего передвигаться;

√б)   на такой лестнице неудобно пользоваться оружием;

в)    это был единственный способ построить винтовую лестницу.

5. Почему главная башня замка была круглой формы?

а)    Чтобы она отличалась от всех других строений;

б)    так легче было построить высокое сооружение;

√в)   чтобы её труднее было взять приступом.

6. Определите стиль текста.

а)    Разговорный;

б)    художественный;

√в)   научно-популярный.