Исторический материализм - социально-философская теория общественного бытия, исследует закономерности, источники и движущие силы развития; разработана в русле марксизма на основе принципов диалектического материализма. Конечную причину и решающую движущую силу исторических событий теория усматривает в экономическом развитии общества, в изменениях способов производства и обмена, в разделении общества на противоположные классы и борьбе классов между собой. Эта теория названа Ф. Энгельсом "И. г.". Основные положения И. г.: производство материальных благ, что осуществляется людьми ради удовлетворения своих потребностей, определяет возможности человека в преобразовании ней природы, составляет основу развития общества. На основе (базисе) возникают определенные отношения между людьми (социальные отношения), которые порождают определенные идеологические формы жизнедеятельности - надстройку (идеи, установки, убеждения, отношения), осознаются и определяются людьми. Материальное производство обуславливает формирование социальной структуры общества, его политическую организацию. Каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного круга индивидов, определенных производственных сил и производственных отношений. Это те естественно-исторические предпосылки, что данные как реальные условия жизнедеятельности людей и определяют весь исторический процесс развития общества. Люди не вольны выбирать эти предпосылки собственного существования, однако могут их изменять активной деятельностью. Итак, объективные условия (социальная необходимость) рассматриваются как предпосылки творчески-преобразовательной деятельности (свободы). Благодаря человеческой деятельности происходит историческое развитие (изменение общества). Смена различных эпох в истории проявляется как закономерный процесс смены способов производства. В основе изменений способов производства находятся противоречия, которые постоянно возникают между уровнем производственных сил и определенными производственными отношениями. Эти противоречия разрешаются социальной революцией, которая является высшей формой борьбы классов, которые выступают носителями определенных производственных отношений. К власти приходит класс - носитель новых производственных отношений. Система общественных отношений, обусловлена существующими средствами производства материальных благ, образует определенный тип общества - общественно-экономическую формацию. Благодаря социальной революции происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой. Смена формаций - объективный закономерный процесс изменения прогрессирующих от одной эпохи к другим типам общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). В процессах перехода воплощается механизм действия объективных законов истории, что проявляется через деятельность масс, классов, их организаций, институтов. Разнообразие общественных отношений и форм деятельности определяет степень свободы отдельного человека, исторические типы личности и суть самого человека как совокупности всех общественных отношений. Основные теоретические положения И. м. раскрываются через систему категорий, которая базируется на материалистических принципах (общественное бытие и общественное сознание, материальные и идеологические отношения, базис и надстройка, объективные условия и субъективный фактор, общественно-экономическая формация и др.).
И. м. содержит часть категорий, принципов социального познания, которые имеют общенаучное значение и познавательную ценность, если классовый аспект не преувеличивается, а теория общественно-экономических формаций используется взвешенно до тех регионов Европы, где действительно существовали эти формации.
М. Михальченко