Контроль в сфере государственного управления. Важная функция государственной власти и управления,
которая позволяет не только выявить, но и предотвратить ошибкам и недостаткам в действиях
субъектов государственного управления, искать новые резервы и возможности.
К.с.д.у. предусматривает всестороннее и постоянное отслеживание и корректировка различных
мер государственного управления, включая разработку и осуществление государственной
политики, выполнения государственных целевых программ, реализации нормативно-правовых
актов. Эти меры включают контроль за принятием решений, так и за их
выполнением. В процедуре контроля принято выделять три основных этапа:
установление стандартов (целей, имеющих измерение), сопоставление с ними реальных
результатов, а также принятия необходимых корректирующих мер с целью предупреждения
или уменьшение отклонения от поставленных целей. По современной концепцией К.с.д.у.
масс осуществляться в течение всего процесса управления, начиная с планирования и
к достижению поставленных целей. Это позволяет своевременно предупредить существенное
отклонения от ожидаемых результатов. Выделяют три вида контроля: предварительный
(на стадии формирования планов, программ, нормативно-правовых актов), текущий (в
процессе реализации планов, программ, нормативно-правовых актов) и заключительный (по
результатами выполнения планов, программ, нормативно-правовых актов). В основу
К.с.д.у. положен принцип обратной связи, с помощью которого путем
анализа ситуации до и после реализации определенного плана, программы,
нормативно-правового акта можно скорректировать последние с целью достижения
определенных
целей.
Обратная связь необходима для предотвращения различиям между целью и достигнутыми
результатам. В социальных системах, в частности в сфере государственного управления, этот
принцип можно сформулировать как принцип контроля. Одной из основных его форм
есть согласования и утверждения решений. Другой его модификацией является принцип контроля
за критическими точками, то есть по фактам, которые являются критическими для оценки степени
выполнение планов. Необходимо помнить, что К.с.д.у. вообще оправдан только
тогда, когда процесс государственного управления в определенной сфере четко спланировано и
отклонение от плана поддаются корректировке. Как правило, К.с.д.у.
обеспечивается взаимодействием всех ветвей государственной власти и требует создания
единой системы государственного контроля. Последняя требует: взаимосогласованного
проведение управленческого (преимущественно внешней), финансового и
административного (преимущественно внутреннего) контроля; независимости подразделений
контроля в органах управления, что может быть достигнуто их непосредственным
подчинением первым руководителям этих органов и подбором высокопрофессиональных и
преданных делу кадров; предоставление контрольной деятельности системности и
плановости, введение входного (с отработки четких поручений и задач),
промежуточного (по состоянию исполнения поручений и задач) и итогового (по
конечными результатами деятельности) контроля; дифференциации документов по
необходимой степенью глубины контроля; сопоставление и соответствие иерархии
решений и иерархии контроля, распределение и конкретизация контрольных заданий и
ответственности всех уровней такой иерархии; установление стандартов контроля
(общих требований к ожидаемых результатов, сроков, регламентов, видов, форм,
средств и методик проведения, форм и сроков отчетности и т.д.) как важнейшего
средства оценивания результатов выполнения заданий и поручений; четкого и не
избыточного документирования как результатов деятельности, которые контролируются, так и
контрольной документации; упрощение контроля за процедурой и формой, поскольку
он значительно отягощает работу исполнителя, отвлекает его на немалый срок от
выполнение основной задачи и даже иногда мешает этому процессу;
внедрение электронной системы контроля с использованием современных
информационных технологий с целью сведения до возможного минимума операций с
бумагами и сокращения времени и обмена отчетной информацией; реальной
ответственности должностных лиц не только за надлежащее выполнение задач и
поручений, но и, прежде всего, за представление недостоверных сведений, сокрытие
действительного состояния дел с их выполнением. Эффективная работа системы контроля возможна
только при условии положительного отношения к ней руководителей органов государственной
власти.