Задачи и упражнения для самоконтроля
1. Вместо точек
поставьте нужные буквы. Назовите их произносимые и правописные особенности.
Бе...посредственный...проможний, ...характеризовать, бе...усилия, ...печь,
...фабриковать, ...делать, бе...ценный, ...клеювати, бе...характерный,
...формировать, ...крепить ...скрести, бе...контрольный, ро...стелить,
...жалеть, пи...класть, бе...законный, ...цементировать, ...явиться,
пи...вскочить, бе...силий, в...въездным, бе...компромиссный, ви...почивать,
ми...союзный, ро...пис, вро...сип, ро...чин, ...катодной защиты, ...сох, ро...сел.
2. Из представленных вариантов написания слов
выберите правильный. Объясните свой выбор.
Составить - зкласти,
сохранить - предохранить, смять - зм'яти, беззаботный - бестурботний, фамилия -
фамилия, преспокойно - преспокойненько, привержен - прехильний, межзвездное -
мішзоряний, разобрать - раздоры, сжать - зтиснути, розхлюпати -
розіхлюпати, уход - вітхід, презрительный - призирливий, присыпан -
пресипа-ный, превеселий - привеселий.
3. От поданных слов образуйте с помощью
префиксов под-, об-, с-, с-, из-, раз-, пере-, без- новые слова. Объясните
их правописание.
Мяты, класть,
увядать, тлеть, рвать, брать, гнать, слать, идти, ждать, лить, смертный,
чистить, организовать, шить, природный, платить, рубить, двигать, делать,
искать, цвести, формировать, толкать, шуметь, свистеть, прятать, садиться,
волновать, держать.
4. Вместо точек вставьте пропущенные
буквы, где надо. Выберите префикс; назовите его значение, произношение и написание.
Пр...давний,
пр...ставить, пр...бережной, пр...-зирливий, пр...амбула, пр...днестровский,
пр...-освященний, пр...близно, пр...свыше, пр...красный, пр...г...работок,
пр...крашати, пр...дент, пр...- святить, предъявитель, пр...стиж, пр...-своїти,
пр...вить, пр......нтація, пр...рва, пр...-зидія, пр...буток.
5. Перепишите, выбирая из скобок нужные
буквы.
1. Заржавіють от
слез оковы, сами же никогда не (с, с)падут (Леся Украинка). 2. За рекой
в трепетном
мареве ро(с, с)телився родной край (О. Гончар). 3. Время от(д, т)ступает бе(с,
с)сила перед вулканическим клекотом высоких дум (П. Загребельный). 4. Бархатное
поле бе(з, с)крае синими переливами играет (Д. Луценко). 5. Отчизна вся бе(с,
с)края пи(д, т)водится, (с, с)растет, ро(с, с)цвітає (П.Дорошко). 6. Желтые бе(с,
с)мертники в лесу ро(с, с)следующие за медовый свой дух (М. Рыльский). 7. Тяжелое
боль бе(з, с)жалісною лапой (с, с)чавлює юношеской сердце (М. Стельмах). 8.
Зачем же, весна, так пишноро(с, с)цвела, на заре сердечко бе(з, с)сожаления ро(с,
с)тяла? (П. Грабовский) 9. Народ мой, невольнику о(д, т)вечен, слышишь ли мой
сыновний гордый пение? (М. Гнидавський) 10.(3, с)сколько раз ты видел это чудо
- заря не небо. Каким ро(с, с)кішним шатром о(с, с)таскается оно знойной
летней ночью над твоей головой! (Из журнала) 11. За солнцем облачко плывет,
красные круги ро(с, с)теляє (Т. Шевченко). 12. Уже ро(с, с)согласилось, умите
солнце переки
нуло свои золотые
косы на поля, - и они укрилисьпахучою парой (М. Стельмах). 13. В ро(с, с)совершаемое
окно плывут медовые ароматы ро(с, с)квітлих акаций (П. Колесник).
6. Найдите,
в каком из пяти строк слов все существительные имеют суффикс -ок? Составьте предложение с
этими существительными.
1) Кол, лесок, ленок, лист, уголок,
срок.
2) Мешок, пруд, зубок, звонок, басок.
3) Курок, голосок, старичок, утро, дубок,
грибок.
4) Дымок, слиток, мисок, пыльца, кружок,
тинок.
5) Виток, шаг, замок, прыжок, отвес,
волосок.
7. Образуйте от представленных глаголов по
помощью суффиксов -ив(г) или-ев(о) производные существительные и определите значение этих
суффиксов. Поставьте ударения в существительных.
Курить, варить,
печь, мережити, курить, болтать, плести, морозить, грезить.
8. Выпишите существительные со
уменьшительно-ласкательными суффиксами и определите, с каким значением они употребляются
в каждом отдельном случае. По ясніть правописание этих суффиксов.
1. Облачко в небе он
бежит, - как счастливо в мире жить! 2. Я встретила зайчика. Дремал он на бугорке
(П. Тычина). 3. Что луне звездочки скажут ясненькі? 4. Что листики шепчет, словно
только в садике? (П. Тычина) 5. Вон ямки зелененькие, стежечки по ним маленькие,
перевитые, словно ленточки, совпадают до речушки... 6. Ночь объяла беленькие
дома, словно маленьких детишек иметь... (Леся Украинка).
9. Выпишите существительные с суффиксами на
определение збільшеності или огрубленности. Поставьте ударения в этих словах.
1. - Ой, какой сегодня морозище! (О.
Донченко) 2. - Эй, писаки, ставьте
везде условные знаки! Я, оратор, должен знать, как что публике «подать» (С.
Воскрекасенко). 3. Рубленые, калічені, огнем печеные люди смеялись и насмехались
над крепышом. 4. Марко подходит к столу, за которым німотно и напряженно сидит
розрум'янений мужчина лет сорока пяти. 5. Я на оружия поклялся, что не
успокоюсь, пока хоть один изверг будет сквернити землю, протягивать лапища и
ножищі к кис матерей и девушек. 6. Ану, тихонько мне. Не настоящий злодіяка
добирается до сена (М. Стельмах).
10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в
суфіксах, объясните их правописание.
1. Хороший борщ...к,
и малый горщ...к (Нар. творчество). 2. На небе серым павут...нням сновали тучи
(М. Коцюбинский). 3. Снегом окон...чко наше забило (П. Кулиш.). 4. Гусеныш
хотело выглянуть из бочки, и не дострибнуло (Г. Винграновский). б. Бежит
сев...чок с ведром (Народное творчество). 6. Дятел на старой груши в
червонястій шап...чці с маленькой пал...чкою стучит и стучит (М.Воробйов).
1. Вот сказал, как нож...чком отрезал (Нар. творчество). 8. Пригнувшись, маль..
.к заметил на ветке старой ивы, что стояла рядом, какую-то маленькую
пташ...чку (В. Иваненко).
11. Переведите существительные с русского языка
на украинском. Поставьте ударения в русских и украинских словах.
Угольщик, рассказчик, грузчик, заказчик,
бронебойщик, переписчик, переводчик, носильщик, водитель, наладчик, бетонщик,
слесарь, парикмахер, дирижер, сапожник.
12. От представленных имен образуйте мужские и
женские имена отчества. Объясните правописание. Григорий, Василий, Юрий, Геннадий,
Никита, Сергей, Игорь, Вячеслав, Алексей, Дмитрий, Владимир, Анатолий, Валерий,
Николай, Антон, Евгений, Евгений.
13. С помощью известных вам суффиксов образуйте
прилагательные, объясните их правописание.
Привет, глубина,
правда, разговор, свекла, глава, книга, стена, солнце, звезда, слово, корова,
медведь, зло, голос, исполнительность, нога, величие, хвост, ветки, хата, лентяй,
земля.
14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Объясните правописание прилагательных.
1. Старый сечевик
натхнув свою душу в молод. ..н...ку душу внука. 2. И на них (досках) не лежало
ничего - пустіс...н...ки, голіс...н...ки, как и голая и толстая жердка. 3.
Гриша сбросил со спины сумку с сухарями, лихен...ку свитину и не лучших...
сапоги. 4. Подмухав ветерок легендарный... кий, за словцом шептал словечко; с родных
яблонь цвет білен...кий осыпал мне лицо. 5. Темная ночь, ветерок...с...н...кий
зашумел в моей окне; дождик капает дрібн...с...н...кий, в сердце падает мне
(Панас Мирный).
15. Вставляя, где нужно, пропущенные буквы
н
или нн,
запишите слова в две колонки: а) те, в которых удваивается буква н;
б) те, в которых пишется одна буква н. Объясните правописание прилагательных.
Зверше...ый, безви...ой, качи...ый, мерзе...ый, глибоче...ый, сметет...ный,
ки...ый, неждите...ый, притама...ый, неподола...ый, неподола...ой, не-сказа...ый,
несказа...ый, еди...ый, проведет...ый, благослове...ый, чаву...ый, мураши...ый,
ра...й.
16. Перепишите предложения, подчеркните
прилагательные и причастия. Объясните их правописание.
1. Раскаленное солнце
на западе уже шубовснуло в Днепр. 2. Дед не бросал надежды поймать водяного
разбойника, и однажды он вернулся с реки спотнілий с перепугу (А.
Довженко). 3. Стояла ранняя весна, земля протряхає, над смрадом войны
поснувався волнующий дыхание ожившей природы (Ю. Яновский). 4. На лесной
поляне стояла крытая камышом хата. Возле хижины прислонен сделан из
хворосту и обмазанный глиной сарайчик (А.довженко). 5. Над поредевшими лесами
поднималась и темно-синими лоскутами розповзалась підворушена ночь (М. Стельмах).