УРОК 66. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Учебная цель: актуализировать знания об основных проблемах загрязнения окружающей среды, международные организации по охране природы; формировать практические умения и навыки характеризовать экологические проблемы материков и океанов и находить возможные пути их решения, оценивать значение международного сотрудничества в решении проблем взаимодействия природы и общества; развивать умение вести дискуссию, отстаивать личную точку зрения.
Оборудование: физическая карта мира, иллюстративные (видео)материалы антропогенных природных комплексов на разных материках, схемы, таблицы, энциклопедии, учебники, атласы (мебель в классной комнате размещена в виде «круглого стола»).
Тип урока: обобщение знаний, игра «круглый стол».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• В каких районах нашей планеты наблюдается наибольшая концентрация населения? Чем это обусловлено? Можно ли считать эти территории областями, где окружающая среда претерпело наибольшие изменения?
• Приведите примеры антропогенных природных комплексов. Какая основное отличие природного комплекса от антропогенного?
• В чем заключается роль географической науки в решении проблем охраны природы?
• Международные природоохранные организации вы знаете?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
В 80-х гг. ХХ в. учеными Массачусетского Технологического института в США было проведено первое комплексное исследование причин и последствий роста населения Земли, промышленного развития и загрязнения окружающей среды. Согласно прогнозу, если рост не прекратится, а потребление ресурсов и выбросы загрязнений будет увеличиваться, то в ближайшие сто лет производство продуктов питания начнет сокращаться, а это неизбежно приведет к голоданию. За истощения минеральных ресурсов количество товаров и услуг будет уменьшаться. За загрязнение окружающей среды, появление новых болезней и недостатка продовольствия продолжительность жизни людей так же будет уменьшаться.
Это пока только прогноз, однако именно от людей, в том числе и от нас с вами зависит, по какому сценарию будет развиваться будущее планеты. Сегодня мы проводим заседание «круглого стола», на котором каждый из вас может высказаться по вопросам загрязнения окружающей среды, сохранение природных ресурсов, международного сотрудничества для решения проблем современности.
ИV. Изучение нового материала
Выступления учащихся
1. Загрязнение атмосферного воздуха. «Парниковый эффект». Повреждение озонового слоя
2. Загрязнение вод и почв
Сброс бытовых отходов в природные бассейны. Промышленные, сельскохозяйственные и транспортные отходы.
3. Загрязнение радиоактивными веществами
Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия.
4. Природопользования
Главной экологической проблемой материков и океанов является комплексное загрязнение окружающей среды. Катастрофическая ситуация возникла, свидетельствует о необходимости коренной перестройки взаимоотношений человека и природы.
Природопользование - научная и производственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.
Она содержит знания и закономерности природных и общественных наук, является смежной дисциплиной.
5. Рациональное и нерациональное природопользование
Выделяют рациональное (то есть разумное, продуманное, правильное) и нерациональное (неразумное) природопользования. При условии нерационального природопользования легкодоступные природные ресурсы используются в большом количестве, но перерабатываются не полностью, что приводит к их быстрому истощению, образование большого количества отходов и сильного загрязнения окружающей среды. В наше время наиболее актуальной задачей является переход всех стран мира к рациональному природопользованию методов хозяйствования, основанных на достижениях науки и техники, предусматривающие продуманное и экономное использование природных ресурсов, восстановление экологического равновесия и комплексную охрану окружающей среды.
6. Необходимость международного сотрудничества в решении экологических проблем
В вопросах применения методов рационального природопользования многие развитые страны достигли значительных успехов. В странах, что развиваются, проблемы охраны природы решаются крайне медленно из-за нехватки средств. Однако мировая общественность уже осознала необходимость осуществлять международное сотрудничество по вопросам решения экологических проблем планеты.
7. Ведущие международные организации по вопросам охраны природы
«Международная комиссия по охране окружающей среды и развития» (МКОСР), «Глобальный фонд окружающей среды» (КФО), «Всемирная метеорологическая организация (ВМО), «Международный союз охраны природы (МСОП). Крупнейшая общественная экологическая организация планеты - «Гринпис» (англ. - «зеленый свет»).
V. Закрепление изученного материала
Задача
1. Спрогнозируйте, что может ожидать человечество в будущем, если отношение к окружающей природе: а) во всех странах останется таким, как сейчас; б) станет значительно хуже; в) изменится, учитывая законы природы, и будет направлено на достижение гармонии с ней.
2. Разработайте рекомендации по решению вопросов экологических проблем материков и океанов для отправки специального подразделения ООН.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Подготовиться к итоговому уроку, повторить параграфы.
Уроки 67-68. Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов изучения курса.
Уроки 69-70. Резервное время.