Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 65

Тема. Однозначные и многозначные слова

 

Цель: вырабатывать у учащихся умение распознавать однозначные и многозначные слова, определять их лексическое значение; формировать навыки правильного употребления многозначных слов в устном и писемному речи; обогащать словарный запас школьников; воспитывать речевую культуру.

Оборудование: учебник, толковый словарь, тексты диктантов.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Объяснительный диктант.

Задача: объяснить лексическое и грамматическое значение выделенных слов:

Багрець вечерней зари, пылал, мигтів, полыхал. (М. Бажан.) В глубоких сугробах брьохкають лошади, хуга заметает снегом дорогу. (М. Коцюбинский.) Боровиками полный седой бор, а на лодке рыбалка виднеется, словно на коне застывший богатырь. (В. Дячук.) Не сказать человеку здравствуйте - значит обнаружить свое моральное невежество. (В. Сухомлинский.)

3. Творческая работа.

Задание: списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Устно объяснить значение каждого из этих слов. В случае необходимости обратиться к толковому словарю.

... На концерты филармонии. Городская телефонная сеть предлагает ... свои услуги. (Абонент, абонемент.)

Ровно, мелодично зазвенела ... язык. Ямб - двусоставный ... размер. (Стихотворный, стихотворный.)

Поступил в ... школы, потому что имел ... слух. (Музыкальный, музыкальный.)

Иметь квартиру со всеми ... Иметь для себя какую-то ... (Выгода, выгода.)

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

1) Упражнения 421, 422.

2) Проработка теоретического материала, с. 185.

2. Распределительный диктант.

На основе упражнения 423.

3. Творческая работа.

Задача: со словами гадать, возраст составить предложение. Проиллюстрировать многозначность этих слов.

4. Предупредительный диктант.

Задание: подчеркнуть в предложениях многозначные слова, объяснить их лексическое значение.

Над полем боя повисли белые, синие и зеленые ракеты. (В. Собко.) Век прожить - не поле перейти. (Народное творчество.) Одна голова хорошо, а две - лучше. (Народное творчество.) Большая грозная тишина стоит над степью. (О. Гончар.) Родная земля - золотая колыбель. (Народное творчество.) С первых лет ребенка иметь за рученьку водила. (П. Грабовский.) Месяц февраль - гострокутий. (Народное творчество.)

5. Работа по учебнику.

Упражнения 425, 426.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Игра «Кто больше?».

Задание: назвать как можно больше словосочетаний со словами: лист, петушки, статья, линия.

2. Перевод на украинском языке.

На основе упражнения 429.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 51, упражнение 430.