ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
УРОК № 65
Тема. Однозначные и многозначные слова
Цель: вырабатывать у учащихся умение распознавать однозначные и многозначные слова, определять их лексическое значение; формировать навыки правильного употребления многозначных слов в устном и писемному речи; обогащать словарный запас школьников; воспитывать речевую культуру.
Оборудование: учебник, толковый словарь, тексты диктантов.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Объяснительный диктант.
Задача: объяснить лексическое и грамматическое значение выделенных слов:
Багрець вечерней зари, пылал, мигтів, полыхал. (М. Бажан.) В глубоких сугробах брьохкають лошади, хуга заметает снегом дорогу. (М. Коцюбинский.) Боровиками полный седой бор, а на лодке рыбалка виднеется, словно на коне застывший богатырь. (В. Дячук.) Не сказать человеку здравствуйте - значит обнаружить свое моральное невежество. (В. Сухомлинский.)
3. Творческая работа.
Задание: списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Устно объяснить значение каждого из этих слов. В случае необходимости обратиться к толковому словарю.
... На концерты филармонии. Городская телефонная сеть предлагает ... свои услуги. (Абонент, абонемент.)
Ровно, мелодично зазвенела ... язык. Ямб - двусоставный ... размер. (Стихотворный, стихотворный.)
Поступил в ... школы, потому что имел ... слух. (Музыкальный, музыкальный.)
Иметь квартиру со всеми ... Иметь для себя какую-то ... (Выгода, выгода.)
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
1) Упражнения 421, 422.
2) Проработка теоретического материала, с. 185.
2. Распределительный диктант.
На основе упражнения 423.
3. Творческая работа.
Задача: со словами гадать, возраст составить предложение. Проиллюстрировать многозначность этих слов.
4. Предупредительный диктант.
Задание: подчеркнуть в предложениях многозначные слова, объяснить их лексическое значение.
Над полем боя повисли белые, синие и зеленые ракеты. (В. Собко.) Век прожить - не поле перейти. (Народное творчество.) Одна голова хорошо, а две - лучше. (Народное творчество.) Большая грозная тишина стоит над степью. (О. Гончар.) Родная земля - золотая колыбель. (Народное творчество.) С первых лет ребенка иметь за рученьку водила. (П. Грабовский.) Месяц февраль - гострокутий. (Народное творчество.)
5. Работа по учебнику.
Упражнения 425, 426.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Кто больше?».
Задание: назвать как можно больше словосочетаний со словами: лист, петушки, статья, линия.
2. Перевод на украинском языке.
На основе упражнения 429.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 51, упражнение 430.