Политика украинизации (коренизации) в 1920-х гг.
Политика в национально-культурной сфере, которая осуществлялась советским руководством в Украине в 1920-е гг., получила название
украинизации или
коренизации. Украинизация предусматривала удовлетворение определенных национальных требований украинского народа: выдвижение украинцев на руководящие должности, введение украинского языка в государственных и культурных учреждениях, печати, учебных заведениях, развитие национальной по форме и советской по содержанию культуры, создание соответствующих условий для культурного развития национальных меньшинств, проживавших в Украине.
Таблица 15Мероприятия новой экономической политикиСельское хозяйство | Промышленность | Торговля и финансы |
• Продразверстка была заменена продналогом, размер которого вдвое меньше продразверстку, был заранее известен крестьянину, что усиливало его заинтересованность в повышении производительности своего хозяйства • Крестьяне получили возможность продавать излишки своей продукции через кооперативные организации или на рынках • Было ликвидировано круговую поруку - каждый крестьянин платил самостоятельно | • Национализация мелких и средних промышленных предприятий, сдача их в аренду бывшим владельцам • Проведение децентрализации руководства промышленностью • Перевод многих предприятий на хозрасчет • Отмена всеобщей трудовой повинности, формирование рынка рабочей силы • Переход от уравнительной заработной платы сдельной • Привлечение иностранного капитала в форме концессий | • Отказ от прямого продуктообмена и возврат к частной торговли • Появление многих видов торговли - частной, кооперативной, государственной • Открытие в крупных городах торговых бирж • Выпуск 1922 г. конвертируемого червонца, который равнялся 10 золотым рублям и на 25 % был обеспечен золотом • Введение различных видов налогов как источника постоянного пополнения госбюджета • Введение платы за коммунальные, транспортные и другие услуги |
Большевики вынуждены были пойти на проведение этой политики, поскольку стремились обеспечить себе поддержку всего населения Украины. Украинизация осуществлялась в определенных, разрешенных центром пределах.
Движущей силой в деле украинизации стал Наркомат образования Украины, которым в 1920-е гг. руководили сторонники национального возрождения Г. Гринько, А. Шумский, М. Скрипник.
Последствия политики украинизации (коренизации)
• В 1930 г. количество школ с украинским языком обучения составляла 85 %, на украинский язык было переведено 75 % делопроизводства государственных учреждений, на украинском языке издавалось 90 % газет и больше половины книг и журналов. Количество украинцев среди служащих госаппарата выросла с 35 до 54 %.
• Украинизация способствовала привлечению к советского культурного строительства украинской интеллигенции. Из эмиграции вернулись некоторые известные деятели, в частности М. Грушевский.
• Происходило бурное развитие украинской культуры: издавалось более 20 литературно-художественных альманахов, 55 журналов, возникли многочисленные литературно-художественные объединения, работало 45 профессиональных театров.
Литература и искусство достигли значительных успехов благодаря таким деятелям, как М. Хвылевой, М. Зеров, Г. Косынка, М. Рыльский, В. Яловой, В. Сосюра, Лесь Курбас, В. Довженко, Г. Веревка и др.
Постепенно политика украинизации начала выходить за разрешенные центром грани. Она охватила все общественно-культурную жизнь республики. Рос прослойка украинской интеллигенции, которой режим Сталина не доверял и видел в ней идейного конкурента партии. Украинизация способствовала росту национального сознания украинцев, стимулировала национал-коммунистические настроения. Сторонники национального коммунизма считали, что нельзя навязывать всем народам российский путь к коммунизму, что каждый народ, в том числе и украинский, должен идти к коммунизму своим путем, приспосабливая его к специфических национальных условий. Основными идеологами украинского национального коммунизма были писатель М. Волновой, нарком просвещения с 1924 до 1926 г. О. Шумский, экономист М. Волобуев.
М. Волновой обращался к украинским писателям с призывом проявить национальное сознание, не копировать культурные достижения других народов, в частности русского. Страстный призыв к украинцам идти собственным путем был высказан в его знаменитом лозунге «Геть от Москвы». О. Шумский доказывал необходимость ускорения темпов украинизации, настаивал на отзыве из Украины генерального секретаря ЦК КП(б)У Л. Кагановича, который тормозил процесс украинизации. М. Волобуев убеждал, что экономика Украины должна составлять единый народнохозяйственный комплекс, который может интегрироваться в мировую экономику без посредничества России.
Впоследствии «хвильовізм», «шумськізм» и «волобуєвщина» были объявлены проявлением «буржуазного национализма», опасным «националистическим уклоном». С конца 1920-х гг. политика украинизации постепенно сворачивается. В 1933 г. Сталин назвал местный национализм основной угрозой для единства Советского Союза. Это означало конец украинизации. Советская власть вернулась к русификаторской политики, активных участников украинизации было репрессировано.
Политика большевиков в отношении религии и церкви в Украине в 1920-1930-е гг.
Православная церковь в Украине была единственной легальной организацией, деятельность которой не вписывалась в рамки идеологии большевиков. В 1920-е гг. усилилось давление государства на православную церковь. Большевики воспользовались голодом 1921-1923 гг. как поводом для усиления репрессий против духовенства. Развернулась широкая кампания изъятия из храмов и культовых сооружений драгоценностей для закупки зерна за рубежом. Верующие и духовенство в большинстве случаев соглашались пожертвовать часть сокровищ в фонд голодающих. Но они отказывались передать государству культовые предметы, произведения искусства, что были нужны для Богослужения. Государственные органы игнорировали настроения служителей церкви и мирян, чем спровоцировали конфликты между духовенством и чиновниками, осуществлявшими конфискации в храмах. Конфликты сопровождались арестами и часто расстрелами священников и верующих.
В январе 1928 г. было введено в действие Административный кодекс УССР, который среди прочих содержал раздел «Правила о культах». С его принятием декрет правительства о свободе совести утратил силу. На рубеже 1920-1930-х гг. в условиях резкого изменения политической атмосферы в стране отношение к религии и церкви со стороны власти стало нетерпимым. Тысячи церквей были закрыты, священники репрессированы. В 1929 г. органы Главного политического управления обвинили в антисоветской деятельности Украинскую автокефальную Православную церковь (УАПЦ). Руководство УАПЦ был арестован, а церковь заставили заявить о самороспуске.
Вторую пятилетку объявили «пятилеткой уничтожения религии». Возникли «Объединение воинствующих безбожников». В середине 1930-х гг. в Украине осталось лишь 9 % действующих церковных сооружений по сравнению с 1913 г.
Итак, с установлением советской власти уже в 1920-е гг. усилилось давление государства на православную церковь. Позже отношение к религии и церкви стало совсем нетерпимым, а верующие перестали быть полноправными гражданами социалистического государства.
Политика сплошной коллективизации и раскрестьянивания Украины
Большевики связывали социализм с переводом крестьянства на путь коллективного производства. На XV съезде ВКП(б) в 1927 г. был взят курс на кооперирование сельского хозяйства.
Хлебный кризис 1927-1928 гг. и нехватка валюты, которая поступала от продажи хлеба за границу, могли сорвать планы советского правительства по экономическому развитию СССР. Нужен был механизм непрерывной поставки хлеба государству. Таким механизмом стали коллективные хозяйства (колхозы). Большевики уже имели опыт организации колхозов (совхозы и коммуны с 1918 г.). В условиях становления тоталитарного государства колхозами было легче управлять, чем миллионами разрозненных крестьянских хозяйств. По представлениям того времени, мелкотоварный крестьянский уклад на селе постоянно порождал капитализм путем обнищания одних и обогащения других. Руководство страны попыталось вывести деревню к социализму.
Национализация земли в 1917 г. избавила государство от необходимости выплачивать крестьянам компенсацию за землю при вступлении в колхоз. Успехи новой экономической политики подняли сельское хозяйство на уровень 1913 г.
Чтобы избежать сопротивления села, было принято гуманные принципы кооперирования крестьян: добровольность, постепенность, разнообразие форм кооперации, учета местных условий, финансовая помощь города селу. 1929 год И. Сталин назвал «годом великого перелома», «решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни».
В стране началась
сплошная коллективизация - процесс принудительного объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические хозяйства (колхозы, совхозы).
Формирование темпов коллективизации вело к насильственного вовлечения крестьян в колхозы под угрозой раскулачивания. Был провозглашен переход от политики ограничения кулачества к политике его ликвидации как класса.
Коллективизация в Украине должна быть осуществлена за два года. К концу первой пятилетки было «коллективизировано» около 70 % крестьянских хозяйств. За годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) коллективизация завершилась объединением в колхозы 90 % крестьянских хозяйств.
В процессе коллективизации встал вопрос о судьбе зажиточных крестьян. Основой их благосостояния был труд всех членов семьи, бережливость, хозяйственность. Эта часть крестьян была крепко привязана к земле и не желала с ней расставаться. Именно к этой категории крестьянства применили политику раскрестьянивания: было усилено налогообложение, ограниченно аренду земли, запрещено использовать наемный труд, покупать машины, инвентарь; началось выборочное «раскулачивание». Вследствие этого количество крепких хозяйств уменьшилась. В начале 1930-х гг. начался террор против зажиточных крестьян. Ликвидация зажиточных хозяйств сопровождалась конфискацией имущества и высылкой на Север и в Сибирь крестьян, не желавших вступать в колхозы. Всего в Украине за эти годы произошло раскрестьянивания около 200 тыс. крестьянских хозяйств, то есть примерно 1,2-1,4 млн человек. Больше половины из них было выселено в Сибирь и названо «спецпереселенцями». Их труд использовали на самых тяжелых работах. Создав колхозы и установив над ними полный контроль, государство получило средства для индустриализации.
Одним из самых страшных последствий коллективизации в Украине стал голодомор 1932-1933 гг. Он был спровоцирован советским руководством с целью массового вступления крестьян в колхозы. Поставленные перед крестьянами планы хлебозаготовки были завышенными и экономически не обоснованными. Однако для успешного проведения индустриализации хлеб был нужен любой ценой. Политика коллективизации позволила увеличить сбор зерна, но трудности с заготовкой остались.
Поставка хлеба в пользу государства осуществлялось в результате дополнительной хлебозаготовки. Фактически это означало применение уже известной политики продразверстки. Обессиленные крестьяне не смогли эффективно провести посевную кампанию 1932 г., но им, несмотря на все, удалось засеять более половины запланированных площадей. План сдачи хлеба государству оказался под угрозой срыва. Одновременно начался голод. Голодные люди собирали колоски пшеницы, оставленные на полях, чтобы прокормить детей.
7 августа 1932 г. было издано постановление «Об охране социалистической собственности», названную в народе «законом о пяти колосках». Она предусматривала за кражу колхозной собственности расстрел с конфискацией имущества или лишение свободы на срок, не менее 10 лет.
Высшее руководство страны знало о голоде в Украине, но замалчивало этот факт. Помощи предоставлено не было. Более того, в Украину для выполнения плана хлебозаготовок было направлено комиссию во главе с В. Молотовым. Действия комиссии были твердыми: села заносились на «черные доски»; в них конфисковывали продовольственные и даже посевные фонды; проводились массовые репрессии; прекращалось поставки товаров; села окружались отрядами НКВД.
Голодомор стал национальной катастрофой. Крестьяне, лишенные продуктов питания, были обречены на мученическую смерть. Голодомор 1932-1933 гг. вызвал огромную смертность населения, особенно детей и стариков. По разным подсчетам во время голодомора погибло от 3,5 до 9 млн человек. Такими были последствия коллективизации в Украине.
Следовательно, политика коллективизации ликвидировала рыночное хозяйство на селе. Насильственное насаждение колхозов, политика раскрестьянивания и хлебозаготовок привели к национальной трагедии - голодомора 1932-1933 гг., который забрал жизни миллионов людей. Командно-бюрократическая система руководства привела к тому, что крестьянин перестал быть хозяином на земле, было убитое его чувство собственника.