Урок 65
Тема. Тренировочные упражнения на использование прилагательных в речи. Практические словообразовательные упражнения. Устный описание зимнего пейзажа
Цель: совершенствовать умение род, число и падеж в сочетании с существительным, умение подбирать прилагательные-синонимы, повторить правило проверки безударного гласного в корне слова; развивать словообразовательные умения детей, устную речь; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинки зимней природы, словари синонимов, антонимов.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания (упражнение 248)
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
Определение закономерности групп.
- Как связаны между собой слова: облако - облачный - безоблачный; сам катается - самокат?
- Объясните способ создания слов.
- Подберите синоним к слову безоблачный.
- Поставьте в начальной форме словосочетания горного потока.
- Кто сможет объяснить, как образовался прилагательное горный?
III. Объявление темы и цели урока
- Попробуйте определить тему урока.
- На что мы сегодня обратим внимание?
- А что будем учиться делать?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Дифференцированное задание
Упражнение 249 предложить выполнить сильным учащимся - самостоятельно, учащимся с недостаточной подготовкой - с помощью словарей синонимов. Можно выделить 2-3 ученика, которые будут подбирать антонимы к прилагательным.
2. Коллективное выполнение упражнения 250
3. Работа со словарным словом
- Выберите из текста упражнения 250 слово, которым можно было бы заменить выражение: минеральная порошкообразная вещество, из которого при смешивании с водой образуется однородная вязкая масса быстро схватывается и превращается в камнеобразное тело; употребляется в строительном деле.
- Как вы думаете, почему я обращаю ваше внимание на это слово?
- А где в нем «ловушка»? Что это за орфограма?
- Как проверить безударный гласный в корне слов? Подберите проверочные слова.
- Что делать в этом случае? Запишите слово в словарик, отметьте орфограму.
- Продолжите цепочку: цемент - цементный ... (цементировал, цементированный).
- Объясните способ создания новых слов.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 251)
2. Развитие связной речи (за упражнением 252)
Учитель обращает внимание детей на картины зимней природы.
- Какие чувства они вызывают у вас?
- Что больше всего поражает, восхищает?
- Подберите прилагательные, которые характеризуют: снег; солнце; реку; елку; снегири; погоду.
- Давайте устно составим описание картины зимней природы, используя подобранные прилагательные.
3. Комментарий к домашнему заданию
VI. Итог урока
• Высокий, могучий, развесистый, ветвистый. (Дуб)
• Белокорая, стройная, нежная, кудрявая. (Береза)
• Краснобокое, спелое, сочное, вкусное, круглое, сладкое. (Яблоко)
- Подберите прилагательные к словам: снег, снегирь.
- Какие антонимы в ваших прилагательных можно подобрать?
- Что мы сегодня учились делать на уроке?
VII. Домашнее задание
Упражнение 252 (3).