Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 65

Тема. Тренировочные упражнения на использование прилагательных в речи. Практические словообразовательные упражнения. Устный описание зимнего пейзажа

 

Цель: совершенствовать умение род, число и падеж в сочетании с существительным, умение подбирать прилагательные-синонимы, повторить правило проверки безударного гласного в корне слова; развивать словообразовательные умения детей, устную речь; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинки зимней природы, словари синонимов, антонимов.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (упражнение 248)

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

Определение закономерности групп.

- Как связаны между собой слова: облако - облачный - безоблачный; сам катается - самокат?

- Объясните способ создания слов.

- Подберите синоним к слову безоблачный.

- Поставьте в начальной форме словосочетания горного потока.

- Кто сможет объяснить, как образовался прилагательное горный?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Попробуйте определить тему урока.

- На что мы сегодня обратим внимание?

- А что будем учиться делать?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Дифференцированное задание

Упражнение 249 предложить выполнить сильным учащимся - самостоятельно, учащимся с недостаточной подготовкой - с помощью словарей синонимов. Можно выделить 2-3 ученика, которые будут подбирать антонимы к прилагательным.

2. Коллективное выполнение упражнения 250

3. Работа со словарным словом

- Выберите из текста упражнения 250 слово, которым можно было бы заменить выражение: минеральная порошкообразная вещество, из которого при смешивании с водой образуется однородная вязкая масса быстро схватывается и превращается в камнеобразное тело; употребляется в строительном деле.

- Как вы думаете, почему я обращаю ваше внимание на это слово?

- А где в нем «ловушка»? Что это за орфограма?

- Как проверить безударный гласный в корне слов? Подберите проверочные слова.

- Что делать в этом случае? Запишите слово в словарик, отметьте орфограму.

- Продолжите цепочку: цемент - цементный ... (цементировал, цементированный).

- Объясните способ создания новых слов.

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 251)

2. Развитие связной речи (за упражнением 252)

Учитель обращает внимание детей на картины зимней природы.

- Какие чувства они вызывают у вас?

- Что больше всего поражает, восхищает?

- Подберите прилагательные, которые характеризуют: снег; солнце; реку; елку; снегири; погоду.

- Давайте устно составим описание картины зимней природы, используя подобранные прилагательные.

3. Комментарий к домашнему заданию

 

VI. Итог урока

• Высокий, могучий, развесистый, ветвистый. (Дуб)

• Белокорая, стройная, нежная, кудрявая. (Береза)

• Краснобокое, спелое, сочное, вкусное, круглое, сладкое. (Яблоко)

- Подберите прилагательные к словам: снег, снегирь.

- Какие антонимы в ваших прилагательных можно подобрать?

- Что мы сегодня учились делать на уроке?

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 252 (3).