Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Приложение к уроку 110
► Запишите под диктовку текст.
КИЕВ ВЕСНОЙ И ОСЕНЬЮ
Дважды в год Киев бывает чрезвычайно привлекательным. Ходишь и не устаешь бродить по улицам. И дух тебе захватывает от такой красоты. Это бывает в мае, когда цветут каштаны. Массивные густые кроны их в скверах и парках покрыты нежными свечами цветов. Эта неповторимая пора каштанового цветения.
И еще раз чрезвычайно хорошим становится Киев в сентябре. Именно тогда листья деревьев начинает увядать. Пальчатые листья каштанов желтеют не сразу. Сначала на них появляется узкая желтая кайма, а каждый листок обернутый зеленым ободком. Липы и клены в Киеве желтеют сразу. Лишь несколько дней стоят красивые, а потом внезапно опадают. (98 слов)
► В каждом предложении текста выделите грамматическую основу.
► Укажите сложные предложения.
► В каких предложениях есть только один главный член предложения?
► Укажите предложения, в которых есть однородные члены.
► Выпишите пятое предложения. Сделайте его синтаксический разбор.
► Составьте 5-6 предложений про свой родной город. Сделайте синтаксический разбор одного предложения.
Интонационные упражнения
► Прочитайте каждое предложение с разной интонацией: просьба, приказ, угроза, улыбка и др. Сделайте вывод о роли интонации в предложении.
1. Пусть прочтет эту книгу.
2. Расскажите нам про этот случай.
3. Кто принес в класс попугая?
4. Кто это к нам пришел?
Терминологический диктант
► Приведите примеры предложений, иллюстрирующих указанные лингвистические понятия.
1. Сложное предложение.
2. Обращение.
3. Однородные обстоятельства.
4. Узагальнювальне слово при однородных членах предложения.
5. Односкладне предложения.
6. Вставные слово.
7. Побудительное неокличне предложения.