Иерархия (греч. hierarchia, от hieros - священный и arche - власть) - структурное расположение элементов в определенной системе в порядке подчиненности. Термин возник в V в. в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита для характеристики церковных организационных отношений. Термин "И." очень распространен в научной литературе и приобретает специфического содержания в различных сферах научного знания о неорганическую, органическую природу, о общественное бытие. Широко используют этот термин и в философской и богословской литературе. Различают И. военную, церковную (подчиненность в системе степеней священства в церкви), богословское (И. божественных существ), в логике используют понятие "И. логических систем", "И. предикатов" и др. Юридическая наука оперирует категорией и. для изучения констелляции правовых норм или институтов, в лингвистике И. маркирует уровне языка как системы и т.д. В политологии этим термином обозначают многочисленные формы подчиненности в системе властных отношений - "И. структурных уровней институциональной власти", "И. элементов политической системы общества" "И. мотивов политического поведения".
Категория И. играет важную системообразующую роль в построении научных или философских концепций. С ее помощью автор демонстрирует свои представления о должном или фактическое положение вещей в той или иной сфере действительности, справедливость или несправедливость общественного устройства. Так, неоплатоники Плотин (204-207), Порфирий (234-305), размышляя над сущностными характеристиками мира, говорили о И. бытия, а английский историк Т. Карлейль (1795-1881), пытаясь выявить роль личности в современном ему обществе, предложил И. конструкт героев, сменявшие друг друга в истории: боги древнего мира, пророки, патриархи, поэты, современный ему "класс капитанов и командиров над людьми". В общественной мысли XX в. проблема природы социальной И. витрактовується по-разному. Представители течения структурного функционализма Р. Мертон (1910-2003), Т. Парсонс (1902-1979) считают, что возникновение И. в общественном организме вызвано глубинными потребностями обеспечения общественной стабильности, институализации социальных отношений. Сторонники теории конфликта Г. Вебер (1864-1920), Г. Дарендорф (1929) утверждают, что И. порождена борьбой различных социальных групп и является результатом победы одних над другими или продуктом компромисса между ними.
Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М., 1966; Смел Зер Н. Социология. - М., 1994.
Я. Ятченко