Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 14.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

 

14.2. Международные финансовые организации и международные

финансовые институты

 

Деятельность международных финансовых организаций связана с выполнением определенных функций, которые определяются их уставами. Финансовое обеспечение выполнения этих функций осуществляется через фонды денежных средств, формируемые этими организациями. Ведущими международными организациями являются Организация Объединенных Наций и Европейский Союз.

Организация Объединенных Наций была основана в конце второй мировой войны в целях поддержания мира. К сферам ее деятельности также входят экономические, социальные и гуманитарные проблемы, права человека, охрана окружающей среды.

Бюджет ООН формируется за счет взносов стран-членов ООН. Размер взносов определяется в зависимости от уровня экономического развития страны. В основе расчетов лежит норматив платежей, который зависит от объемов ВНП данной страны. Средства бюджета ООН используются на административные и накладные расходы (38%) и финансирование международных проектов и проведение различных мероприятий межгосударственного значения (62%). Так, в Украине, реализуются проекты по Программе развития (ЮНДП), Управления Верховного комиссара по делам беженцев (ЮНХКР), Детского фонда (ЮНИСЕФ), Фонда народонаселения (ЮНФПА), Международной организации труда (IЛО), Международного агентства по атомной энергии (IAEA).

Европейский Союз создан с целью экономического сотрудничества Европейского экономического сообщества. Было сформировано общий рынок капиталов, товаров и услуг, отменены таможенные барьеры, осуществлен унификацию налогового законодательства, создано европейскую валютную систему. Развитие интеграционных процессов завершился провозглашением Европейского Союза, в который входят такие страны: Германия, Австрия, Дания, Бельгия, Франция, Голландия, Люксембург, Великобритания, Швеция, Финляндия, Португалия. Испания, Италия, Ирландия, Греция и др.

Бюджет ЕС формируется за счет поступлений от стран Союза. Все доходы подразделяются на две группы: взносы стран-членов и доходы бюджета ЕС. Взносы каждой страны в бюджет определяются в зависимости от уровня ее экономического развития, который отражается в выработанном ВНП. Спецификой бюджета ЕС как звена международных финансов является наличие собственных доходов. К ним относятся, во-первых, пошлины и сельскохозяйственные налоги, которыми облагаются продукты, импортируемые из стран, которые не являются членами Союза. Во-вторых, важное место занимает налог на добавленную стоимость, который устанавливается по единой для всех стран ставкой по отношению к унифицированной во всех странах базы налогообложения (ставка налога не может превышать 1,4%). Установлено лимит бюджета ЕС - он не может превышать 1,2% общего объема ВНП Союза.

Расходы бюджета ЕС делятся на административные (5%) и операционные (до 95 %). Операционные расходы состоят из финансирование сельского хозяйства (до 50%), структурных преобразований в экономике стран Союза, научных исследований и образования, внешней деятельности (реструктуризация экономики стран Центральной и Восточной Европы и подготовка их до вступления в ЕС, оказания технической и гуманитарной помощи и др.).

Бюджет ЕС разрабатывается Европейской комиссией и утверждается Европейским парламентом. Исполняет бюджет финансовое управление Европейской комиссии, которое находится под двойным контролем - со стороны Палаты аудиторов и Европарламента. В состав Палаты аудиторов входят 15 членов, которые проверяют поступления доходов и финансирования расходов.

Международные финансовые институты создаются на мировом и региональном уровнях для содействия экономическому развитию стран - учредителей этих организаций. их основной задачей является мобилизация средств и оказания помощи на кредитных началах для осуществления важных экономических проектов.

В мировых международных финансовых институтам относятся Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка и Банк международных расчетов. Региональные финансовые институты создаются по континентальной признаку. К ним относятся: Европейский банк реконструкции и развития; Азиатский банк развития; Африканский банк развития; Межамериканский банк развития, Лондонский и Парижский клубы кредиторов и др.

Международный валютный фонд является ведущим мировым финансовым институтом, который имеет статус специализированной учреждения ООН. Он был основан на международной конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г., а начал функционировать в 1947 г. Основными целями деятельности МВФ являются содействие развитию международной торговли и сотрудничества в сфере валютного регулирования и предоставления кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов стран - членов Фонда.

Капитал МВФ образован за счет взносов стран-членов Фонда. Размер взноса определяется уровнем экономического развития страны и ее местом в мировой экономике и международной торговле. По состоянию на 01.01.1999 членами МВФ была 181 страна, в т.ч. с 1992г. Украина. Вклад каждой страны является ее квоте. Квота Украины составляет 0,70 процента от общего капитала фонда. Четверть взноса производится в свободно конвертируемой валюте, остальные-в национальной. При этом Устав МВФ предусматривает периодический (не менее одного раза в пять лет) общий пересмотр квот. Это связано с тем, что меняется как уровень развития отдельных стран, так и их место в мировой торговли.

При необходимости, кроме собственного капитала МВФ может использовать заемные средства. По уставу он может получать денежные средства в любой валюте как от официальных органов, так и на частном рынке ссудных капиталов. До сих пор займа полученный от казначейств и центральных банков стран-членов Фонда, а также от Швейцарии и Банка международных расчетов. На частном рынке средства не привлекались.

Деятельность МВФ охватывает три основных направления: кредитование, с целью предоставление финансовой помощи странам, в которых образовалось отрицательное сальдо платежного баланса, регулирование международных валютных отношений, постоянный надзор за мировой экономикой.

Кредитование осуществляется с различными целями в различных формах и на различных условиях. Оно включает кредитование для потребностей выравнивание платежного баланса, компенсационное финансирование и помощь беднейшим странам. Финансовые операции, которые являются основным направлением деятельности, МВФ осуществляет только с официальными органами стран - членов Фонда.

Выделение кредитов зависит от трех основных факторов: потребности в ресурсах для выравнивания платежного баланса, квоты страны и выполнения требований Фонда. Механизм кредитования заключается в потому, что МВФ продает необходимую стране валюту за ее национальную валюту. Средства поступают в центральный банк страны-заемщика и используются на формирование валютных резервов.

В целом система кредитования, что используется МВФ, включает четыре формы: непосредственное, поэтапное, расширенное, льготное и специальное финансирование.

Непосредственное финансирование прямо связано с квотой каждой страны и осуществляется в пределах ее резервной и кредитной частиц. Резервная доля составляет 25% квоты данной страны, то есть ту часть, внесенная в иностранной валюте. В пределах этой доли кредиты-резервные транши выдаются по первому требованию страны без уплаты процентов и комиссионных. Кредитная доля составляет полную величину квоты данной страны. Эта сумма делится на четыре равные части, которые составляют отдельные кредитные транши. Предоставление кредитов обусловливается выполнением страной определенных политических и экономических требований с целью ликвидации отрицательного сальдо платежного баланса.

Система поэтапного финансирования используется при более существенных и длительных проблемах с платежным балансом у страны-заемщика и является следующим этапом ее взаимоотношений с МВФ после непосредственного финансирования. Поэтапное финансирование осуществляется в пределах предельных кредитных долей той или иной страны и включает механизмы резервных кредитов (stand-by) и расширенного финансирования. Кредиты "stand-by" выдаются траншами от 1,5 до З лет под реализацию программ макроэкономической стабилизации. Механизм расширенного финансирования начал действовать с 1974 г. и связан с серьезными нарушениями равновесия платежного баланса, вызванными экономическим кризисом. Кредиты выдаются, как правило, на срок до трех лет (в отдельных случаях до четырех лет) и сопровождаются более жесткими требованиями и контролем со стороны МВФ к заемщику.

Механизм льготного финансирования связан с предоставлением на льготных условиях кредитов развивающимся странам, и беднейшим странам в условиях хронического кризиса платежного баланса. Они включают фонд структурной перестройки и расширенный фонд структурной перестройки. Займы с этих фондов предоставляются на очень выгодных условиях - под 0,5 % годовых на срок до 10 лет.

Система специального финансирования используется в особых условиях и включает компенсационное финансирование и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств, финансирование буферных (резервных) запасов, финансирование по сокращению и обслуживанию внешнего долга и финансирования системных трансформаций.

Механизм компенсационного и непредвиденного кредитования должен выравнивать отклонения в платежном балансе, возникающие из независимых от данной страны причинам. Сюда относятся кредиты на компенсацию потерь от сокращения выручки от экспорта вследствие падение цен на мировом рынке и от увеличения стоимости импорта, от непредвиденных потерь, связанных со стихийными бедствиями, промышленными спадами, введением протекционистских ограничений в странах-импортерах, при появлении товаров-заменителей т.д. Фонд кредитования буферных запасов используется для оказания помощи странам, которые участвуют в создании соответствующих резервов, если это ухудшает состояние их платежного баланса. Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживание внешнего долга используется для урегулирования долгового кризиса в развивающихся странах.

Новым механизмом в системе специального финансирования является фонд поддержки структурных преобразований, созданный для стран, осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике. Предоставление системных трансформационных займов обуславливается резким падением поступлений от экспорта и значительным и стойким увеличением стоимости импорта в связи с переходом к мировых цен, прежде всего, на энергоносители.

Вторым основным направлением деятельности МВФ является регулирование валютных взаимоотношений. В современных условиях, когда курсы валют являются плавающими, а не фиксированными, роль Фонда заключается в согласовании валютной политики стран-членов Фонда. Прежде всего каждая страна должна, в соответствии с устава МВФ, сотрудничать с Фондом и с другими странами с целью обеспечения и поддержания стабильных валютных курсів. ее экономическая и финансовая политика имеет направляться на обеспечение экономического роста при разумной стабильности цен. Недопустимыми являются валютные манипулирования с целью получения определенных преимуществ в международной торговли. При этом МВФ устанавливает определенные валютные ограничения. Так, страны-члены Фонда не могут без его согласия вводить ограничения по платежам и переводами с текущих международных операций, использовать дискриминационные валютные средства, применять систему нескольких видов валютных курсов.

Являясь ведущим международным финансовым институтом, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за мировой экономикой. Он формирует значительный массив информации как в целом по мировой экономике, так и в разрезе отдельных стран. Ежемесячный сборник финансовой статистики, что выдается МВФ, включает данные о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте, состояние платежного баланса, величину официального золотого запаса, уровень валютных резервов, размеры зарубежных инвестиций, динамику валютных курсов и др. Страны-члены Фонда обязаны беспрепятственно предоставлять всю необходимую информацию.

Надзор за макроэкономической и валютной политикой стран осуществляется прежде всего посредством консультирования. МВФ детально анализирует налоговую, денежно-кредитную и валютную политику и состояние платежных балансов стран. На основе анализа готовится доклад, который подается стране, в которой формулируются определенные рекомендации относительно выработки и корректировки экономической, финансовой и валютной политики. Важной формой надзора является также публикация и всестороннее обсуждение доклада "Мировой экономический обзор". На основании анализа имеющейся информации разрабатываются среднесрочные экономические прогнозы, которые дают возможность координировать макроэкономические процессы стран-членов Фонда.

Второй по значению в системе международных финансовых институтов, является группа Всемирного банка, которая включает в свой состав Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международной ассоциации развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и специализированную структуру - Международный центр по урегулированию инвестиционных конфликтов (МЦУИК).

Сердцевиной группы МБРР, который был основан вместе с МВФ в 1945 г. и начал функционировать в 1946 г. Участниками банка могут быть только страны-члены МВФ. Основной целью деятельности банка является содействие развитию экономики стран - членов МБРР через предоставление долгосрочных кредитов и гарантирования частных инвестиций. Сначала эта деятельность была направлена на страны, которые понесли потери в результате Второй мировой войны. Сейчас главным направлением деятельности являются развивающиеся страны. Источниками ресурсов банка являются:

• уставный капитал;

• привлечение средств через выпуск облигационных займов;

• резервный фонд.

Уставный капитал сформирован за счет взносов стран-членов. Взносы осуществляются через подписку на акции в пределах установленных квот. Квоты каждой страны определяются в соответствии с ее экономического потенциала. Резервный фонд образуется за счет банка.

Кредитование осуществляется в двух формах - системные займы и инвестиционные кредиты.

Системные займы предоставляются правительствам отдельных стран под программы макроэкономической стабилизации и институциональные изменения. Средства не имеют целевого назначения и могут использоваться правительством на своему усмотрению, в том числе и на финансирование дефицита бюджета. Получение займов обусловливается выполнением определенных требований. При их невыполнении предоставления кредитов может быть приостановлено.

Инвестиционные кредиты выдаются под конкретные инвестиционные проекты. Основными направлениями кредитования являются отрасли инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь), а также сельское хозяйство, здравоохранение и образование. Кредиты выдаются на срок до 20 лет под гарантии правительств. МБРР может выступать также гарантом за аналогичными долгосрочными кредитам коммерческих банков. Выделение кредитов обуславливается предоставлением информации о финансовом состоянии страны, занимает средства, и об объектах кредитования. Кредиты предоставляются на основе долевого участия банка в финансировании определенных объектов - до 30 % их стоимости.

Другие организации, входящие в группу Всемирного банка, специализирующихся на определенных направлениях деятельности.

Так, Международная ассоциация развития предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам мира сроком до 50 лет на льготных условиях - 0,75 %.

Международная финансовая корпорация предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям стран, развиваются, причем без гарантии правительств соответствующих стран.

Многостороннее агентство по гарантирования инвестиций проводит страхование иностранных инвестиций в странах странах, на случай политических рисков: от национализации, войн, беспорядков, срывов контрактов и др., чем способствует развитию деятельности как институтов группы Всемирного банка, так и частных инвесторов.

Международный центр по урегулированию инвестиционных конфликтов выполняет функции по урегулированию споров между правительствами отдельных стран и их инвесторами.

Банк международных расчетов является первой в истории международной финансовой институцией. Он был создан в 1930 г. Основная задача банка заключается в налаживании сотрудничества между центральными банками ведущих стран мира и осуществления расчетов между ними. Банк обеспечивает осуществление расчетов между странами, входящими в Европейской валютной системы. Он выполняет депозитно-кредитные функции, осуществляет валютные операции и операции на фондовом рынке.

В общем всемирные международные финансовые институты играют, как видно из их функций, важную роль в мировой экономике, обеспечивая надежный движение международных денежных потоков. Тем самым они способствуют и надежному функционированию национальных финансовых систем. Кроме того, их кредиты является важным источником финансирования развивающихся стран.

В Европе в рамках ЕС функционируют Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Европейский центральный банк создан в связи с внедрением в 1999 г. Единой европейской валюты - евро. Он является эмиссионным центром евро. В целом его задачи и функции идентичны функциям центральных банков.

Задачей Европейского инвестиционного банка, который был создан в 1958 г., является финансирование проектов, имеют региональное, отраслевое и общеевропейское значение. Кредиты предоставляются сроком от 20 до 25 лет. В отраслевом плане приоритетными являются такие отрасли инфраструктуры, как энергетика, транспорт, телекоммуникации, а также проекты, связанные с охраной окружающей природной среды. Кредиты банка выдаются на рыночных условиях. Льготы устанавливаются лишь в тех случаях, когда предполагается их возмещения - боніфікація за счет бюджета ЕС.

Європеський банк реконструкции и развития (ЕБРР), который был создан в 1990 г. и открыт в 1991 г., осуществляет деятельность в странах Восточной и Центральной Европы, которые проводят рыночные реформы. Учредителями банка являются страны Европы и ведущие страны мира. Украина является членом ЕБРР с 1992 г. Не менее 60 % кредитов ЕБРР должна направляться в частный сектор экономики и не более 40 % в государственную инфраструктуру. Кредитные ресурсы ЕБРР делятся на обычные и средства специальных фондов. За счет обычных ресурсов предоставляются кредиты под эффективные и надежные проекты развития. Специальные фонды предназначены для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.

Лондонский и Парижский клубы - это объединение кредиторов. Лондонский клуб объединяет 600 крупных западных банков-кредиторов. Парижский клуб объединяет 19 стран, которые являются главными государствами-кредиторами мира.