Идеал - за гносеологічною и социальными функциями - это специфический тип цели, который определяется интересами государств, наций, классов, слоев, партий или отдельными суспільствознавцями (как правило, утопический идеал). Это синтез частичных идеалов (экономического, политического, морального, правового и т.д.), когда в системной форме создается образ совершенного общественной жизни.
И. возникает в результате неудовлетворенности определенных слоев населения существующим общественным строем и позиционируется в пространстве и времени. Первые утопии (Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы) располагались на погибшем материке, неизвестном острове. Временными координатами И. есть прошлое или будущее. В античности и в средние века И. видели в прошлом (золотой век, рай). Золотой век должен вернуться и в будущем, но не в чистом виде, а рядом с адом. Решительная смена представлений об И., переориентация только на будущее происходит в Новое время - период развития капитализма и теории прогресса как его отражение. Идеальное состояние общества такое, в котором устранены негативные черты реального общественного бытия, нет противоречий между людьми, прежде всего классовых: угнетения, эксплуатации человека человеком, имущественного неравенства, возникает общество братства, свободы, равенства людей. Содержание И. - вполне положительный, выполняет определенную мировоззренческую функцию. И. реализуется частично, в той мере, как это делает природа человека, общества. В идеале человек способен на большее, чем на самом деле. Ибо человек - двойственная и противоречивая существо, носитель добра и зла, положительного и отрицательного. А в И. имеются лишь положительные черты, добро. Поэтому реализация И. происходит лишь частично, всегда определенным образом деформируется под воздействием реальных отрицательных черт человека. Если же его невозможно реализовать, то это - утопия. Расхождение между ними бывает разной, вплоть до отречения. Тогда И. - вполне утопический. В Европе Нового времени существовало два типа И. - капитализма и социализма. Капитализм осуществился в развитых странах. Попытка же построить социализм наряду с капитализмом оказалась утопией. Однако дальнейшее развитие самого капитализма путем социально-демократических реформ стал реальным воплощением основных черт социалистических идей. В истории феномена И. выделяют два этапа: "расцвет идеала" и "упадок". Так, в XX в. происходит изменение в соотношении капиталистического и социалистического И., что обусловлено влиянием трех факторов: 1) развитые страны реализовали И. насколько это возможно сделать на Земле, поэтому у них большие И. отсутствуют; 2) в "отсталых" странах нет оснований для надежд, так и для И.; 3) для полного воплощения И. нужное представление о грани прогресса или регресса. "Переходные страны" колеблются между желанием реализовать идеалы развитых стран и ограниченными возможностями догоняющей модернизации. И здесь возможен путь к фундаментализму, который направлен в прошлое.
На основе общественного И. формируются идеалы социальных групп, слоев, личностей, которые могут весьма существенно отличаться от И., определенного обществом и закрепленного в конституции страны.
Г. Дашутин